Возвращаясь к своим старым своим работам, я время от времени достаточно опытным взглядом нахожу так называемые артефакты - искажения, не предусмотренные и нежелательные. Как правило, это некорректные тени, погрешности преломления света, искривление геометрии теней или объектов, пятна и шум (рассеянная "грязная пыль" на объектах).
Артефакты обнаружены. Теперь нужно понять их источник. Первым делом смещаемся поближе к месту обнаружения - сделаем рендер с ракурса поближе к камням. Берём крупным планом первый искажённый объект, валун под деревом.
Итак, выясняется, что именно искажено. В данном случае - запланированная тень от листвы, падающая на камень. Почему с удалённой точки съёмки она видится огромной и несуразной? Пробуем выяснить.
Причина первая, по которой дефолтные (по умолчанию) тени объектов искажены - неправильный выбор угла падения света или высоты источника освещения. В моём случае (Blender),вероятнее всего, имеет место слишком близкое расположение солнца к земной поверхности. Парадокс, но и эти огрехи были учтены разработчиками редактора) Солнце не может быть так близко от Земли. Поднимаем и удаляем источник света от сцены процентов на 40-50 от прежнего расположения. Заодно немного смещаем назад и камеру.
Ищем дальше. Вероятность слияния теней от листвы и ямки на самом камне есть, хотя она и незначительна. Открываем сетку и смотрим структуру камня (меш).
Недоработка в динамической топологии. По неопытности я сотворял камни в скульптинге без особого внимания к деталям, и получил такой вот эффект ужасной тени.
Но дело тут не совсем в неаккуратном скульптинге. Пещеристые отверстия в камнях - вполне себе естественное явление, поэтому всё равно надо искать проблемы в принципе и настройках освещения. Пробуем снять галочку "Cast Shadow" - отбрасывать тень при направленном источнике света.
Итого: искажения тени неизбежны при объединении свечения среды ("Небо") и направленного источника света. Артефакт объяснялся суммарным исчислением тени при освещённости среды и при свечении источника света с заданной опцией формировать тень. После выключения у источника направленного света (солнца) опции отбрасывания тени артефакт исчез.