В 60 году до н.э. Гней Помпей Великий, Марк Лициний Красс и Гай Юлий Цезарь объединились против сената, заключив тайное соглашение о совместных действиях в борьбе за верховную власть. Позже этот союз назвали триумвиратом. Помпей, Красс и Цезарь на протяжении нескольких лет успешно переизбирались проконсулами, превращаясь в самых влиятельных политиков и военачальников Рима.
В 56 году до н.э. триумвиры разделили между собой важнейшие земли республики: Цезарь получил – Галлию, Красс – Сирию, а Помпей – Испанию. В дальнейшем Красс и Цезарь начали целенаправленно объединять свои усилия против Помпея Великого, чьи политические позиции неуклонно крепли, а военная мощь стремительно возрастала.
Неожиданно в начале мая 53 года до н.э. Красс погиб во время похода против Парфии. Вскоре после этого влиятельный и всемогущий Помпей фактически захватил власть в Риме, став единоличным консулом с огромными полномочиями, сохранив наместничество в Испании.
В 50 году до н.э. Помпей добился от сената решения не продлевать консульские полномочия Цезаря в Галлии. Сенаторы также под его давлением приказали Гаю Юлию распустить свои легионы. Цезарь отказался подчиниться и 10 января 49 года до н.э. с верными легионерами пересёк пограничную реку Рубикон, вторгшись в пределы собственно Италии.
Помпей не рискнул сражаться с прославленным проконсулом, имея под началом не слишком надёжные италийские легионы. Гней отправился в марте 49 года до н.э. на Балканский полуостров. Цезарь без труда подчинил себе всю Италию, а затем Испанию. Легионы Помпея частью были распущены, часть их перешла на службу к Гаю Юлию.
В ноябре того же года Цезаря избрали в Риме диктатором, но он демонстративно отказался от титула, став консулом совместно с Публием Сервилием. В январе 48 года до н.э. Цезарь отплыл из Южной Италии, имея 6 неполных легионов и до 500 всадников. Скоро он высадился у берегов Эпира в Аполлонии.
Скоро флот Цезаря был почти целиком уничтожен эскадрой Помпея. Цезарь оказался отрезанным от Италии и в численном меньшинстве. Общие силы Помпея имели на тот момент 9 легионов и до 7000 всадников. Однако флот Марка Антония сумел побиться через все заслоны, и Цезарь получил ещё четыре легиона.
Сравнявшись с противником по численности, Цезарь перешёл к активным действиям. Он решил блокировать Помпея в его ставке. Однако битва при Диррахии (ныне албанский город Дуррес), состоявшаяся в конце мая – начале июня 48 года до н.э., закончилась для Цезаря неудачно. Его легионы не смогли взять штурмом город и отступили, в этот же день войско Помпея успешно прорвало контрвалационную линию, которой Цезарь окружил вражеский лагерь.
Общие потери Гая Юлия составили более 1000 человек. После этого он решил отойти в Фессалию, чтобы отрезать Помпея от Македонии и дорог, ведущих в Малую Азию. Помпей мог спокойно возвратиться в Италию и захватить власть, но он предпочёл преследовать врага. Противники сначала двигались параллельно, а затем Помпей преградил Цезарю путь у города Фарсал (сегодня он называется Фарсала и расположен в центральной части Греции).
В ходе войн I века до н.э. римский легион под влиянием практических идей и наработок Цезаря претерпел очередные тактико-количественные изменения. Теперь его численность составляла 3000-4000 человек (из них 200-300 всадников). Союзники составляли отдельные подразделения вспомогательных войск – греческие копейщики и метатели дротиков, балеарские пращники, критские лучники. Конница вербовалась чаще всего из германцев, нумидийцев, иберийских племён, у Цезаря были отдельные отряды галльской кавалерии.
По примеру Цезаря теперь легионы выстраивались в три линии по схеме: 4-3-3 (четыре когорты в первой линии, по три во второй и третьей). Вторая линия выполняла функцию поддержки, а третья всё чаще играла роль резерва при отражении фронтальных или фланговых ударов врага, для захода ему в тыл или во фланг. На вооружении легионов появились катапульты и баллисты. Полководцы делали ставку на быстрые переходы, сводя громоздкость обозов к минимуму.
Изменилась и структура легионов. Манипулы триариев стали равны по численности манипулам гастатов и принципов, а затем объединены с ними в общие когорты. Постепенно деление легионеров на триариев, принципов и гастатов было упразднено. Исчезли как отдельный род пехоты и велиты. Теперь легион состоял не 30 манипулов, а из 10 когорт. Эти новшества придавали легиону гибкость и маневренность в атакующем и оборонительном виде сражения. Легион получил возможность строиться в несколько рядов от 1 до 4.
Призыву в армию подлежали все годные к службе мужчины с 17 до 46 лет. Максимальный срок военной службе в действующих частях теперь составлял 15-16 лет. Услуги легионера стали оплачиваться из государственной казны. Впрочем, большая часть жалования уходила на закупку обмундирования и снаряжения, поскольку воин должен был сам обеспечивать себя всем необходимым. Выплата денег и снижение имущественного ценза усилили приток в римскую армию крестьян, городских бедняков и представителей низших сословий.
Постепенно формируются легионы с постоянным списочным составом рядовых воинов и офицеров. До этого все подразделения после окончания войн распускались и набирались заново без соблюдения прежнего списка личного состава. Легионы получают порядковые номера, свои знамёна и орлов. Нанимаясь за деньги, легионер отказывался от своего прежнего образа жизни и ведения хозяйства, надеясь на обогащение при помощи трофеев и военной добычи.
Битва при Фарсале состоялась 9 августа 48 года до н.э. Цезарь в своих «Записках» определил численность легионов Помпея в 45 000 пехоты и 7000 всадников, а собственную в 22 000 пехоты и 1000 конников. Необходимо отметить, что великий полководец и прежде при описании Галльских войн и прочих своих победоносных походов грешил искажением в сторону явного преувеличения сил противника и их потерь.
Вот подробная роспись подразделений Помпея, которую Гай Юлий приводит в своих «Записках»: «Помпей имел в своем распоряжении целый год для собирания боевых сил. Что касается легионов, то девять были образованы им из римских граждан, пять он перевез с собой из Италии, один легион был из Киликии (он состоял из ветеранов и назван был «легионом близнецов», так как был образован из двух легионов), один с Крита и из Македонии (это были ветераны, отпущенные прежними полководцами и оставшиеся жить в этих провинциях); два происходили из Азии, где они были набраны по распоряжению консула Лентула.
Кроме того, Помпей распределил по этим легионам в виде пополнения большое количество людей из Фессалии, Беотии, Ахайи и Эпира и включил в них также солдат Антония. Сверх указанных легионов он ожидал еще два легиона из Сирии под командой Сципиона. Далее, у него было три тысячи стрелков с Крита, из Лакедемона, с Понта, из Сирии и других общин, две когорты пращников по шестьсот человек и семь тысяч всадников».
Вот как численность противоборствующих армий оценивает римский античный историк Аппиан: «Цезарь имел до 22 000 человек, из них около тысячи конницы; у Помпея войска было больше в два раза, в том числе около 7000 конницы. Отряд союзников у Цезаря состоял из конницы из цизальпийских галлов и из некоторого количества трансальпийских. Из эллинов служили у него в качестве легковооруженных долопы, акарнаны, этолийцы. Таковы были военные союзники Цезаря. На стороне Помпея были представлены в громадном количестве все восточные народы: одни на конях, другие – пешими…».
Несколько иные цифры приводит античный историк Евтропий: «Помпей имел в этом сражении 40 тысяч пехоты, всадников – на левом фланге 600, на правом – 500. Кроме того, весь Восток дал ему вспомогательные войска. Также вместе с ним была знать – многие сенаторы, преторы, консуляры и множество мужей, которые были победителями многих народов. Цезарь же имел в строю неполные 30 тысяч пехоты и тысячу всадников».
Главный и признанный специалист по античной военной истории – Ганс Дельбрюк, обоснованно и аргументированно пришёл к выводу, что противники имели приблизительно равные силы: по 30 000 пехотинцев каждый, а конницы у Помпея было до 3000 человек, а у его соперника – около 2000.
Правый фланг Помпея (им командовал Луций Афраний) упирался в ручей Энипей с довольно крутыми берегами. Тут расположились когорты из Испании и легион из Малой Азии (Киликии). В центре находились легионы из Сирии под командой Сципиона Назики. На левом фланге разместилась вся кавалерия под началом Тита Лабиена, лёгкая пехота, лучники и пращники, I и III легионы, здесь же встал и сам Помпей.
Для защиты лагеря и тылов были выделены семь когорт, состоящие из фракийцев, фессалийцев и эпиротов. Когорты выстроились в 30 рядов по 10 солдат в каждом. План Помпея был прост и предсказуем. Он намеревался удержать позиции в центре, пока на левом фланге дорогу коннице не расчистит лёгкая пехота и вспомогательные войска. Затем мощным ударом кавалерии Гней планировал ударить врагу во фланг или в тыл.
Цезарь так же применил трёхлинейное построение. На левом фланге, что упирался во всё тот же ручей Энипей, встали VIII и IX легионы (наиболее неполные и ослабленные в ходе недавних боёв) под руководством Марка Антония. На правом фланге разместилась конница, лёгкая пехота и часть когорт Х легиона (самый отборный и любимый легион Цезаря), тут командовал Публий Сулла.
В центре стояли легионы Гая Домиция. Прославленный консул не сомневался, что именно сюда нанесёт свой главный удар его противник, поэтому сосредоточил чуть поодаль отборный резерв из ветеранов – 6 когорт (3000 человек). Под страхом смерти им было запрещено двигаться без личного приказа Цезаря. В лагере остались больные, раненые и охрана – всего до 7 когорт.
По традиции перед боем оба полководца обратились с речью к своим легионерам. «Следите только за италийцами, не обращая внимания на то, что союзники, наподобие собак, будут бежать вокруг вас и поднимать шум. Но обратив врага в бегство, италийцев как своих единоплеменников щадите, а союзников истребляйте, чтобы навести ужас на тех. …поэтому разрушьте, выступая в бой, возведенные вами укрепления, засыпьте ров, чтобы у нас ничего не оставалось, если мы не победим, чтобы враги видели, что вы не имеете своего лагеря, и сознавали, что у вас нет иного выхода, как занять их лагерь», – таким было напутствие Юлия Цезаря .
А вот слова Гнея Помпея, обращённые к своим воинам: «Я убедил наших всадников (и они обещали мне это сделать) напасть при сближении обоих войск на правый, незащищенный, фланг Цезаря и атакой в тыл привести в замешательство и разбить его войско прежде, чем нами будет выпущен хоть один снаряд против неприятеля. Таким образом, мы окончим войну, не подвергая наши легионы опасности и почти без кровопролития. А это нетрудно, так как мы очень сильны конницей».
Сражение начал Цезарь. По его сигналу первая линия, вооружённая копьями, устремилась вперёд. Прежде чем эти легионеры добрались до врага, им пришлось делать передышку. Войско Помпея без труда отразило этот натиск и перешло в контратаку. Центр и левый фланг Цезаря выдержали сильнейший удар.
А вот на правом крыле конница Лабиена прорвалась и через лёгкую пехоту, и через когорты десятого легиона, и даже через цезарианских всадников. Гай Юлий бросил в бой свой отборный резерв. Удар ветеранов Галльских войн и походов был страшен и внезапен для конницы Помпея.
Она не выдержала и в расстройстве понеслась обратно. Кавалерия Цезаря быстро восстановила свой строй и порядок, начав организованное преследование врага. Тем временем резервные отборные когорты, развивая успех, обошли левый фланг Помпея, ударив ему в тыл. Заметив окончательное замешательство в стане соперника, Цезарь скомандовал общее наступление своих второй и третьей линий.
Вот как сам Цезарь описывает этот переломный эпизод сражения: «Этой двойной атаки помпеянцы не могли уже выдержать и все без исключения обратились в бегство. Следовательно, Цезарь не ошибся, что начало победы, как и сам он заявлял при ободрении солдат, должно пойти от тех когорт, которые он поставил в четвертой линии против неприятельской конницы. Действительно, они первые разбили неприятельскую конницу, они же перебили стрелков и пращников, обошли с левого фланга Помпеев фронт и первые были причиной бегства неприятеля.
Но как только Помпей увидел, что его конница разбита и та часть войска, на которую он особенно полагался, терроризована, то, не надеясь на остальных, он оставил фронт, немедленно поскакал к лагерю и тем центурионам, которые стояли на карауле у преторских ворот, громко сказал, чтобы слышно было солдатам: "Охраняйте лагерь и стойко защищайте его на случай, если положение ухудшится. Я обойду остальные ворота и буду ободрять лагерную охрану ". С этими словами он удалился в свою ставку. У него не было больше никаких надежд на успех своего дела, и он только выжидал исхода сражения».
Концовка боя лучше всего среди прочих античных авторов описана у Плутарха: «Помпеянцы отступали перед поднятыми вверх копьями, теряя отвагу при виде направленного против них оружия; оберегая лицо, они отворачивались и закрывались. В конце концов, они расстроили свои ряды и обратились в позорное бегство, погубив все дело, ибо победители немедленно стали окружать и, нападая с тыла, рубить вражескую пехоту. Когда Помпей с противоположного фланга увидел, что его конница рассеяна и бежит, он перестал быть самим собою, забыл, что он Помпей Магн (Великий).
Он походил скорее всего на человека, которого божество лишило рассудка. Не сказав ни слова, он удалился в палатку и там напряженно ожидал, что произойдет дальше, не двигаясь с места до тех пор, пока не началось всеобщее бегство и враги, ворвавшись в лагерь, не вступили в бой с караульными. Тогда лишь он как бы опомнился и сказал, как передают, только одну фразу: "Неужели уже дошло до лагеря?" Сняв боевое убранство полководца и заменив его подобающей беглецу одеждой, он незаметно удалился».
Помпей стремительно поскакал прочь из своего лагеря. Легионы его, лишённые централизованного управления, смешались, утратили способность к сопротивлению и побежали вслед за своим полководцем. Солдаты Цезаря на их плечах ворвались в лагерь Помпея. Цезарь и не думал торжествовать победу, он организовал преследование врага. К вечеру по дороге в Ларису были окружены и пленены многочисленные остатки сил Помпея (до 13 000 человек). Сам разбитый полководец бежал сначала в Ларису, а затем на остров Лесбос.
По данным Цезаря армия Помпея потеряла убитыми и ранеными до 15 000 человек, а пленными – 24 000. Свои потери победитель «скромно» оценил всего в 200 убитых (из них 30 центурионов). По другим данным общий урон Юлия Цезаря составил 1200 человек. Азиний Поллион, один из военных трибунов Цезаря, лично участвовавший в битве, позже писал, что трупов, принадлежавших сторонникам Помпея, было найдено около 6000 (среди них 10 знатных сенаторов и 40 аристократов).
Число павших союзников, сражавшихся и на стороне Цезаря, и за Помпея неизвестно даже приблизительно в виду их многочисленности, а также из-за пренебрежительного отношения к ним, как к «расходному низкокачественному людскому материалу». По мнению военного историка Б. В. Соколова, обобщившего все источники по данной битве, потери сторон были приблизительно такими: у Помпея до 6000 убитыми, около 20 000 ранеными и пленными; у Цезаря – общие потери составили около 1800 человек.
Разгромное поражение при Фарсале стало окончательным крахом планов, надежд и претензий Помпея на единоличную власть. Вслед за Испанией и Италией он потерял всякое своё влияние и на Балканах. У него больше не было армии, флота, казны и прежних многочисленных сторонников-подхалимов. Единственный шанс для Помпея в продолжении борьбы с Цезарем заключался в заключении союза с врагами Гая Юлия в Малой Азии, Восточном Средиземноморье, Ближнем Востоке и Северной Африке.
Возможно, что Вас заинтересуют другие публикации, посвящённые наиболее известным битвам и победам Гая Юлия Цезаря:
Все изображения, использованные в статье, взяты из открытых источников яндекс картинки https://yandex.ru/images/ и принадлежат их авторам. Все ссылки, выделенные синим курсивом, кликабельны.
Всем, кто дочитал эту статью, большое спасибо! Отдельная благодарность всем, кто оценил изложенный материал! Если Вы хотите изложить свою точку зрения, дополнить или опровергнуть представленную информацию, воспользуйтесь комментариями. Автор также выражает искреннюю признательность всем, кто своими дополнениями, комментариями, информативными сообщениями, конструктивными уточнениями, замечаниями и поправками способствует улучшению качества и исторической достоверности публикаций.
Если Вам понравилась статья, и Вы интересуетесь данной тематикой, а также увлекаетесь всем, что связано с военной историей, то подписывайтесь на мой канал! Всем удачи, здоровья и отличного настроения!