Добрый день, уважаемые гости и подписчики моего канала!
Как я уже рассказывал, основным моим делом является строительство и ремонт. В начале прошлого года мы начали один проект по строительству небольшого дома на земельном участке с последующей продажей. И вот в начале этого года проект был завершен и объект был продан. Вот как раз про этап продажи, а именно расчета за объект я и хотел сегодня поговорить. Учитывая, что это первая наша крупная сделка, на несколько миллионов рублей, перед нами сразу возник вопрос безопасности расчета.
Как известно, существует два варианта расчета: наличный и безналичный. Вот их и разберем более подробно, поэтапно, что и в какой момент делаем.
1. Наличный расчет по сделке
Здесь может быть несколько вариантов проведения сделки: покупатель/продавец без участия сторонних лиц, с привлечением риэлтора, с привлечением нотариуса.
Проведение сделки с привлечением риэлтора проходит, как правило, в агентстве недвижимости. Подписывается договор купли-продажи, производится расчет и продавец с покупателем идут в МФЦ, подавать документы на регистрацию права собственности.
Если сделка проходит без привлечения риэлтора, то наиболее безопасным считается следующий вариант проведения сделки:
1. Покупатель и продавец встречаются в МФЦ
2. В МФЦ происходит подписание договора купли-продажи.
3. Происходит расчет по сделке.
4. Продавец пишет и передает покупателю расписку, что деньги получены и претензии отсутствуют.
5. Покупатель и продавец сдают документы на регистрацию. Каждая из сторон получает расписку о сданных документах.
Если все документы подготовлены правильно, то через две недели на основании расписки, каждая из сторон получает свой экземпляр
договора, сделка зарегистрирована. Но бывает вариант, когда Росреестр отказывает в регистрации, то покупателю придется понервничать, поскольку расчет произведен, продавцу уже ничего не нужно. Покупателю необходимо переделывать документы, договориться продавцом и повторно прийти в МФЦ на подачу документов.
Поэтому лучшим вариантом является проведение сделки через нотариуса, но сразу оговорюсь, поскольку в такой сделке больше заинтересован покупатель, то и все сопутствующие расходы несет он. При простой сделке купли-продажи нотариусы не обязательны, их присутствие необходимо при продаже долей, при наличии несовершеннолетних собственников. Но покупателю лучше понести дополнительные расходы, привлечь нотариуса даже при простой сделке и при этом получать гарантию законности и правильности сделки, что сделка не будет оспорена. Кроме того, многие нотариус на сегодня подключены к системе по электронной регистрации сделок и вам нет необходимости посещать МФЦ. Проведение сделки с привлечением нотариуса ничем не отличается от обычной сделки, только проходит она не в МФЦ, а в офисе нотариуса.
2. Безналичный расчет по сделке.
Безналичная сделка удобна тем, что нет необходимости идти в банк снимать деньги и передавать их продавцу. При этом если вы сделали перевод, то в случае чего отменить операцию моментально вы не сможете.
Поэтому рекомендации такие:
1. Готовим все необходимые документы по сделке
2. Продавец предоставляет реквизиты для перечисления
3. Продавец и покупатель встречаются в банке, подписывают договор, покупатель переводит деньги со своего счета по реквизитам предоставленным продавцом. При этом продавец получает на руки платежное поручение на перечисление денежных средств по его реквизитам, заверенное банком, либо дожидается поступления денег на свой счет.
4. Продавец пишет и передает покупателю расписку, что деньги получены и претензии отсутствуют.
5. Стороны направляются в МФЦ для подачи документов.
Не забываем про риск приостановки регистрации в Росреестре, о котором мы писали выше.
3. Расчет с использованием банковской ячейки
Продавец и покупатель направляются в банк, арендуют депозитарную ячейку, заключают договор, в котором прописываются все условия доступа к ячейки для каждой из сторон сделки. Покупатель после подписания договора, помещает деньги в арендованную ячейку. Для полной уверенности необходимо, чтобы покупатель в присутствии продавца провел пересчет и проверку денег, которые потом будут закладываться в ячейку.
После этого продавец сможет получить денежные средства после регистрации договора купли-продажи в Росреестре, и предоставления его в Банк. При это покупатель застрахован полностью по сделке. В случае отказа в регистрации договора, покупатель получает деньги обратно, если сделка зарегистрировано, то деньги получает продавец.
Расписываем этапы:
1. Заключить в Банке договор на аренду ячейки
2. Подписать договор купли-продажи
3. Помещаем деньги в ячейку
4. Продавец и покупатель едут в МФЦ и подают документы на регистрацию
5. После регистрации договора в Росреестре, продавец со своим экземпляром направляется в Банк и забирает деньги.
При продажи нашего объекта, мы совместно с покупателем выбрали расчет через ячейку, он наиболее безопасен для всех сторон и менее затратен.
Всем спасибо за уделенное внимание, надеюсь статья была полезна Вам.