Найти тему

ПУТИ ОБХОДА

Как российские перевозчики уходят от угрозы банкротства в период пандемии

Для многих авиакомпаний работа на региональных маршрутах «в обход Москвы» стала единственным способом выжить. На фоне катастрофического падения мировой гражданской авиации в 2020 году в России летом зафиксирован рост пассажиропотока на внутренних авиалиниях. В конце июля он на 5% превзошел аналогичные показатели 2019-го, свидетельствуют данные Международной ассоциации аэропортов. Какие неожиданные точки роста были найдены, и какую перспективу для развития перевозчики видят на 2021 год? Об этом нам рассказали генеральный директор авиакомпании «Нордавиа» (бренд — ​Smartavia) СЕРГЕЙ САВОСТИН и заместитель генерального директора по коммерции авиакомпании «РусЛайн» АЛЕКСАНДР КРУТОВ

— Журнал «Гражданская авиация» внимательно следит за тем, как авиационная отрасль переживает сложные времена из-за пандемии коронавируса. Как ваши компании пережили 2020 год?

Сергей Савостин: Как только пандемия пришла в Россию, мы ввели в действие антикризисный план и определи наиболее важные для авиакомпании задачи: поддержать сотрудников, сохранить ранее наработанный потенциал, маршрутную сеть и наших пассажиров. К лету 2020 года эти задачи были выполнены. Smartavia успешно вышла из режима частичного простоя и перешла к возвращению на ранее достигнутые позиции и подготовку к наращиванию потенциала. Однако с наступлением осени нам вновь пришлось корректировать свои планы из-за того, что пандемия коронавируса снова стала набирать обороты. Так что на сегодняшний день подводить итоги работы в условиях беспрецедентного по своему масштабу кризиса отрасли пока рано. Борьба продолжается…

Александр Крутов: Поддержу коллегу. Авиационный бизнес является одним из самых сложных, а содержание авиакомпании — ​это очень высокие постоянные расходы на целый ряд составляющих: аренда воздушных судов, поддержание летной годности самолетов и техническое обслуживание, содержание экипажа, накладные расходы и многое другое. Мы еще несколько лет назад взяли курс на сокращение операционных издержек и стоимости владения воздушными судами, и это позволило нам в 2020 году в целом иметь низкие затраты. А в такое изменчивое и вместе с тем кризисное для авиационного рынка время — ​это самое главное, что позволяет компании продолжать деятельность. Мы, как и все игроки рынка, сокращали количество рейсов, но в целом авиакомпания «РусЛайн» чувствовала себя стабильно, несмотря на все негативные последствия пандемии.

Сергей Савостин, генеральный директор авиакомпании «Нордавиа»
Сергей Савостин, генеральный директор авиакомпании «Нордавиа»

Сергей Савостин: В целом, несмотря на все ограничения пандемии, мы оптимистично смотрим в будущее. Если в 2019 году авиакомпания перевезла чуть более двух миллионов пассажиров, то в 2020-м, несмотря на пандемию, мы уже в ноябре пересекли отметку в 1,5 миллиона. Конечно, некоторые показатели, включая финансовые, говорят о неутешительных итогах года, но даже и это не является для нас пугающим — ​компания работает в рамках весенне-­летнего расписания 2021 года. Мы объявили о начале продажи билетов на рейсы «высокого» сезона о введении новых smart-­тарифов. Стараемся следовать старой русской пословице: «Готовь сани зимой».

Авиакомпания Nоrdavia — regional airlines (АО «Нордавиа — региональные авиалинии») выполняет регулярные и чартерные перевозки под товарным знаком Smartavia. Авиакомпания занимает ведущие позиции на рынке пассажирских авиаперевозок на Северо-Западе РФ.

— Ваши компании — ​активные игроки на региональном сегменте авиаперевозок. В условиях закрытых границ, наверное, именно это позволило продержаться. Какие направления в маршрутной сети оказались наиболее востребованными в 2020 году?

Александр Крутов,  заместитель генерального директора авиакомпании «РусЛайн»
Александр Крутов, заместитель генерального директора авиакомпании «РусЛайн»

Александр Крутов: Развивать спрос на внутренние авиаперелеты — ​это очевидно важная миссия, в которую мы вносим свой вклад. Большая часть маршрутной сети «РусЛайн» — ​рейсы в обход крупных аэропортов Москвы и Санкт-­Петербурга. Сокращение постоянных издержек компании, о котором я упомянул, и поддержание их на приемлемом уровне сегодня позволяют нам не гнаться за налетом, а выполнять только эффективные рейсы. Но если говорить о востребованных направлениях, то, конечно, летом это были рейсы в Краснодарский край и Крым. В северные регионы нашей страны также активно летали.

Перспективное направление — ​это постоянно высокий спрос плюс отсутствие конкурентов. Конечно, в случае с региональными авиаперевозками в России редко идет речь об одновременном выполнении этих двух условий. Хорошо, если выполняется одно. На некоторых направлениях мы монополисты. Мы работаем на них какое-то время, «выращиваем» спрос, а как только он растет, приходят другие игроки, и это нормально. Так происходит развитие внутреннего авиасообщения.

Сергей Савостин: Действительно, у компании есть традиционные региональные маршруты, которые остались востребованы: для нас это маршруты на Северо-­Западе России и южные направления. Конечно, чартерная программа за пределы страны из-за локдауна была практически свернута, не считая короткого периода полетов в Турцию в начале осени. И даже на таком фоне заполняемость наших воздушных судов не опускалась ниже 70%.

— «РусЛайн» использует в основном воздушные суда типа CRJ100/200, а Smartavia ранее летали на Boeing 737, но теперь добавили в парк еще и Airbus A320neo. Почему вы сделали выбор в пользу именно этих самолетов? От чего в целом зависит выбор авиапарка компаний?

Сергей Савостин: Мы сделали выбор в пользу А‑320neo по нескольким причинам. Этот самолет отличает эффективность в эксплуатации. Цифры показывают, что это одна из лучших версий узкофюзеляжных пассажирских реактивных самолетов. На них установлены новые двигатели, способные расходовать на 15% меньше топлива, чем А‑320, например. Эксплуатационные расходы этих воздушных судов на 8% меньше, чем у их предшественников, и на 10% меньше выбросов в атмосферу по сравнению с классическими моделями серии А‑320. Не могу не сказать и о том, что в конструкцию планера создатели самолета внесли существенные изменения, включая модификацию крыла и его законцовок для улучшения аэродинамических свой­ств, а для комфорта пассажиров этот авиа­лайнер оснащен улучшенной системой очистки воздуха и имеет более просторное багажное отделение. При выборе того или иного самолета мы не только тщательно изучаем технические характеристики борта, но и оцениваем последующее обслуживание.

Основной целью авиакомпании «РусЛайн» является восстановление перспективной сети маршрутов в России и ближнем зарубежье путем организации перевозок пассажиров из небольших городов в региональные центры на среднемагистральных самолетах.

Александр Крутов: Действительно, наш парк состоит из самолетов Bombardier CRJ 100/200. И этот выбор не случаен. Специфика данных самолетов в том, что они рассчитаны на 50 пассажиров и уникальны в этом плане. Мы можем позволить себе обслуживать линии с небольшими пассажиропотоками. Bombardier CRJ 100/200 — ​это оптимальная машина для нашей маршрутной сети. Но это не означает, что мы не рассматриваем для себя пополнение авиапарка другими моделями, мы смотрим на возможности и предложения рынка.

— Финансовые сложности ощущают на себе все авиакомпании мира. Главным драйвером для поддержания авиакомпаний становится государство. Как вы оцениваете антикризисные меры в нашей стране, направленные на поддержку авиационной отрасли?

-4

Сергей Савостин: Правительство оказало нам существенную финансовую поддержку во время обеих волн пандемии. Она выражалась и в налоговых послаблениях, и в конкретной финансовой помощи. Мы ожидаем продолжения поддержки авиационной отрасли до выхода из кризиса.

Александр Крутов: Соглашусь, большой плюс в том, что правительство быстро отреагировало на возникшие в отрасли проблемы и приняло Постановление № 661, по которому авиакомпаниям возмещаются доходы за неперевезенных по сравнению с прошлым годом пассажиров. Мы очень надеемся, что его продлят до апреля 2021 года.

— Судя по новостным сводкам, коронавирус от нас быстро не уйдет. С учетом этого, как вы видите развитие авиакомпаний в 2021 году?

Сергей Савостин: Планы Smartavia на 2021 год можно назвать амбициозными. Мы продолжим обновлять самолетный парк. Кстати, мы не перестали это делать даже в условиях продолжающейся пандемии. Более того, акционеры компании приняли решение расширить типовую линейку воздушных судов в нашем парке. В следующем году мы возьмем в лизинг новейшие самолеты производства европейского концерна Airbus Industrie A‑320neo. В апреле и мае 2021 года ожидается прибытие данных воздушных судов. При этом мы не отказываемся от традиционных машин, которые давно эксплуатируются авиакомпанией, — самолетов Boeing 737 NG. Мы также думаем и о расширении маршрутной сети. Идет изучение новых направлений.

И, конечно, будет продолжена реализация нашей smart-­программы. Название обязывает нас ко многому. И все это делается в рамках концепции развития авиакомпании. В обозримом будущем парк Smartavia будет располагать 50 самолетами, а пассажиропоток увеличится до 5 миллионов человек в год. Именно такие цели мы перед собой ставим.

Александр Крутов: Мы будем придерживаться выбранной стратегии и осуществлять рейсы между российскими регионами. Если, конечно, на это не введут каких-то законодательных ограничений. Мы будем пристально следить за развитием ситуации и корректировать курс в случае необходимости.

Беседовал Артем Каширин

Читайте также:

  • Sukhoi Superjet 100: а так ли все плохо?
  • ОАК рассматривают возможность создания увеличенной версии Sukhoi Superjet 100
  • В обход Москвы
-5