СМИ пишут, что в Москве около 15% арендуемого жилья одновременно продается, а у 10% съемщиков во время аренды меняется хозяин квартиры.
В такой ситуации, как утверждают юристы, есть шансы защитить права жильцов по закону:
1) съемщики должны получить дисконт – 10% от среднего размера арендной платы;
2) договор съема не может быть прерван раньше указанного в нем срока из-за продажи этого помещения;
3) жилец вправе не съезжать из квартиры после смены ее владельца.
Но я вспоминаю свой личный случай – и там было не совсем по закону. Делюсь с вами этой историей, чтобы вы учились на моих граблях, а не били этими граблями по лбу себя.
Съем жилья у меня сразу пошел куда-то «не в ту степь».
Риелтор, который помогал мне, понял, что моя готовность платить небольшие деньги, но снять квартиру подальше от окраин столицы и поближе к метро – это вариант больше фантастический.
Поэтому в итоге он решил схитрить.
Я лично была не в курсе его махинаций. И когда он пригласил меня на осмотр новой квартиры на сдачу, я ничего не заподозрила. И когда он мимоходом оговорился, что одновременно с нами будет осматривать жилье незнакомая семейная пара, я тоже ни о чем этаком не подумала.
Конечно, мне стало слегка досадно, что такое личное дело придется свершать вместе с кем-то. Но я отнесла это на счет постоянно бегущих москвичей: мол, хозяину квартиры некогда приезжать к каждому клиенту отдельно, вот он и устраивает показы скопом, для всех сразу.
Но, когда мы вошли в квартиру, я поняла, что мой помощник схитрил: риелторша той семейной пары сразу накинулась на него с криками – мол, чего вы приехали вне очереди, ваш осмотр вообще через час после нас?!
Потом они вдвоем еще какое-то время бурно кричали и махали руками: каждый отвоевывал право на съем для своих клиентов.
Их крики прекратил хозяин квартиры, который сказал: я как владелец жилья имею право выбрать себе постояльца сам.
И оба риелтора замолчали, вынужденные с этим согласиться.
И тогда хозяин выбрал меня.
Я тогда отнесла это на счет:
1) своей женской привлекательности (благо на тот момент я многим мужчинам нравилась и мне было не привыкать ко знакам внимания);
2) того факта, что с одинокой жиличкой решать разные квартирные вопросы проще, чем с 2 жильцами (той семейной парой).
Мы сразу подписали договор на полгода, уверяя друг друга в заинтересованности длительного съема.
Но спустя месяц, придя за квартирной платой, хозяин сказал мне, что он хочет это жилье продать.
Он, так сказать, чистосердечно признался мне, что раньше сам жил в квартире, которую я на тот момент снимала. Однако недавно у него ушли из жизни родители, оставив ему после себя неплохую такую двушку на Патриарших прудах (чтоб вы понимали – это одно из самых престижных мест столицы).
И вот сейчас прошло время, которое закон отводит на принятие наследства. И он готов уже стать полноценным хозяином завещанной ему квартиры, а жилье, которое он сдавал мне, – продать.
На мой логичный (и эмоциональный) вопрос о том, зачем же он вообще устроил аттракцион со сдачей помещения, он честно ответил: ну, пока я несколько месяцев ждал наследства, фактически обитая в родительской квартире, – почему было бы не подзаработать денег, сдавая свою личную квартиру?
По тем временам съем жилья обходился мне в 23 000 руб. в месяц.
Пара месяцев – уже почти полсотни тыщ; а если затянуть продажу жилья на 4 месяца – то и все 100 000 руб.
Кстати, по московским меркам это даже несколько лет назад было довольно недорого, особенно с учетом, что жилье находилось почти в центре столицы: на Таганке.
Но почему оно обошлось мне дешевле, чем съем квартир поблизости и с такими же особенностями (таким же ремонтом и проч.), я узнала совсем скоро...
Спрашивается: зачем он обманывал меня в момент подписания договора о сдаче, будто собирается сдавать надолго? Просто соловьем, можно сказать, заливался насчет того, что его краткие сроки не интересуют и он серьезный товарищ.
О том, что было дальше, читайте в моем следующем Дзен-посте.
Также читайте о том, как я отказалась снимать жилье на Арбате, хотя меня активно уговаривали.