Чтобы усвоить правила грамматики на уроках английского, обычно ученики чертят в тетрадях таблички с формами и видами времен. Преподаватель из Пятигорска собрал все сложные правила в 3D-навигатор. Как работает Grammar Cube, почему его не хотят применять в школах и как он помогает обнаружить проблемы со здоровьем — рассказала менеджер проекта и жена изобретателя Элина Корецкая.
Кто придумал Грамма-куб
Мой супруг Николай Корецкий — лингвист. Он свободно говорит на английском, немецком, французском и испанском языках и преподает английский и немецкий в частной школе. Объясняя ученикам грамматические конструкции, он, как и большинство преподавателей, использовал таблички. Рисовал их на доске, раздавал в печатном и электронном виде. Их теряли, стирали и забывали. Николай придумал, как собрать всю информацию вместе, он придал сложным правилам форму, цвет, объем — и сделал уроки интереснее и эффективнее.
Использовал метод Цицерона
В основе Grammar Cube лежит метод, который применял древнеримский оратор Цицерон. Суть его в том, что ключевые единицы расставлены в определенном порядке в хорошо знакомых формах. Цицерон мысленно размещал темы своих выступлений в разных частях комнаты и потом с легкостью воспроизводил их. А Николай структурировал английскую грамматику и подобным образом упаковал ее в форму объемной фигуры — куба.
Как выглядит Грамма-куб
Николай составил 150 таблиц, сложил их и поместил в куб. Его можно заказать в картонном или пластиковом виде. Картонный присылаем в виде отдельных деталей, их нужно вырезать и склеить, но, как показывает опыт, не все с этим легко справляются.
Чтобы куб можно было использовать в любой точке мира, мы разработали виртуальную версию. Николай решил, что язык должен быть доступен для всех, поэтому мы выложили бесплатную цифровую модель на сайте проекта .
Словно глобус и таблица Менделеева
Раньше глагольная грамматика была абстрактным понятием, а благодаря Грамма-кубу все правила систематизировали, и она приобрела форму. Это можно сравнить с компьютерами, которые раньше работали в DOS, надо было набирать команды на черных экранах, а потом появился графический интерфейс.
Грамма-куб можно сравнить и с глобусом, который дал нам верное представление о форме планеты и расположении материков, а еще — с таблицей Менделеева, без которой нельзя представить обучение химии.
Глагол — царь предложения
Методика основана на том, что глагол — смысловой центр в английском языке. Если не освоить построение времен в утвердительных, отрицательных и вопросительных предложениях, пассивных и активных залогах, то ничего внятного сказать не получится: «Моя твоя понимай нету».
С Grammar Cube все возможные варианты форм и времен глаголов у вас перед глазами. Используя их раз за разом, вы нарабатываете новые нейронные связи и укрепляете существующие, не распыляя внимание на записи. На грамматический скелет нанизываете мясо в виде лексики и аудирования.
«Методика основана на том, что глагол — смысловой центр предложения в английском языке».
Учить слишком быстро — невыгодно
Мы апробировали Grammar Cube в общеобразовательных школах и на курсах английского языка. Но учителя не всегда хотят использовать нашу разработку.
В школе грамматика распределена на все 10 лет обучения. Взять и пройти все времена за год — неприемлемо для принятых стандартов. С Грамма-кубом реально выучить глагольную грамматику, а с ней и базовый английский за два-три месяца. А если пытаться использовать его в привычных больших сроках, естественно, такого результата не будет.
В частных школах другая проблема. Если ученики будут слишком быстро осваивать язык, они будут быстрее покидать школу, и она получит меньше прибыли.
«Взять и пройти все времена за год — неприемлемо для принятых стандартов обучения».
Подготовка к IELTS в 4 раза быстрее
Мы проводили вычисления и опросы, которые показали, что государство оплачивает около 1300 часов обучения языку в школе и вузе, а результат стремится к нулю. Только 15% россиян владеют английским языком.
Чтобы пройти первую ступень международного экзамена по английскому языку IELTS, ученики тратят в среднем 600–800 часов. Мы посчитали: с Грамма-кубом ученику нужно примерно 120 часов. Конечно, все зависит от возраста, пола и мотивации. Результат в 120 часов — это средний показатель. Феноменальные результаты показывают самые замотивированные ученики: летчики, врачи, программисты.
«Только 15% россиян владеют английским языком».
Презентация Grammar Cube под «Времена года» Вивальди
2D-грамма-навигатор-органайзер в смартфоне
Летом 2020 года мы участвовали в акселераторе Ed2 и познакомились с программистами из Гомеля. Работали в доверительном стартап-стиле: без договоров об интеллектуальной собственности и других бумажек. Мы дали им контент — они запилили приложение.
Приложение пока сыровато, оно разработано в 2D, потому что 3D-программирование дорого стоит, а мы реализуем проект за свой счет. Но даже такое решение все равно работает. Если пользователь будет каждый день смотреть на конструкции, читать их и проговаривать, они будут откладываться в памяти и дойдут до автоматизма.
Сейчас разные глаголы нужно подставлять самостоятельно, но в будущем мы добавим в приложение автоматическую функцию. Есть еще несколько идей, но пока их не озвучиваем, так как еще не запатентовали.
В отличие от онлайн-версии Grammar Cube на сайте Granav , приложение English Grammar Navigator платное. Скачать его можно в AppStore и Play Market.
«Если пользователь будет каждый день смотреть на конструкции, читать их и проговаривать, они будут откладываться в памяти и дойдут до автоматизма».
С грантами пока не очень
Мы мечтаем на базе Грамма-куба создать систему с применением искусственного интеллекта. Но это требует денег. Мы нашли партнеров, разработали проект и подали его в Фонд президентских грантов как инновацию в образовании. Оттуда нам ответили: «У вас коммерческий проект, вы будете на этом зарабатывать деньги. Поэтому идите в Фонд инноваций».
Мы переделали это все под Фонд инноваций, привлекли программистов, подали заявку, а нам говорят: «У вас проект в области развития образования. Идите в Фонд президентских грантов». И тоже отказали. Заявки отнимают очень много сил и времени, поэтому мы пока решили развивать проект своими силами.
Grammar Cube нужно исследовать
В обучении с помощью Грамма-куба лежит алгоритм «от простого к сложному». Важно фиксировать, на каком этапе ученик не может запомнить или воспроизвести фразу. У супруга был один подросток, который не смог выучить грамматические конструкции. Николай пообщался с родителями. Оказалось, что мальчик занимался единоборствами и у него была черепно-мозговая травма. Супруг посоветовал: «На всякий случай сделайте МРТ. То, что мальчик не может составить фразу, — ненормально».
Родители сначала обиделись, но потом все-таки сходили на МРТ. На снимке обнаружили гематому, которая привела к нарушению кровообращения головного мозга. Мальчик пролечился, у него повысилась успеваемость. Раньше преподаватели считали, что у него отклонения в развитии, он отставал от всего класса и страдал от комплекса неполноценности. В итоге он не только выучил английский, но даже защитил кандидатскую диссертацию.
Мы очень хотим изучать вопрос, как обучение с Грамма-кубом может выявлять отклонения в когнитивных функциях мозга. У нас уже есть методика, осталось найти заинтересованных партнеров и финансирование. На нашей страничке в Фейсбуке больше всего разработкой интересуются страны Юго-Восточной Азии и Южной Америки.
Делимся с коллегами бесплатно
На странице в Фейсбуке Николай размещает учебные планы, которые преподаватели могут использовать в своей работе. В них пошагово расписано, как объяснять правила грамматики с применением Grammar Cube.
Учебные планы пользуются большой популярностью. По посещаемости странички на первом месте Египет, Турция, Марокко, Бразилия и Объединенные Арабские Эмираты.
А что с другими языками
Создавая Грамма-куб, мы выявили структуру и механику грамматики языка, но в каждом языке они свои. Если грамматику английского получилось упаковать в куб, с русским так не получится. У нас язык богаче и неупорядоченнее, поэтому будет сложный многомерный политоп с сотнями исключений.
Если развивать проект политопов, то для каждого языка это будут разные многомерные фигуры: тетраэдр, октаэдр и т. д. Следующий язык, которым мы будем заниматься, — это испанский. Какая для него подойдет фигура, мы пока не выявили.
Кубы напечатают в Китае
Сейчас мы временно не продаем пластиковые Грамма-кубы. В пандемию закрылось рекламное агентство, с которым мы работали. В нашем регионе сложно найти партнеров, которые будут соблюдать все госты, предложат безопасный пластик, нужную нам обработку и доступную цену.
Мы делали пластиковые Grammar Cube небольшими партиями, поэтому цена у них была высокая и не каждый мог себе его позволить. Сейчас мы ищем способ снизить себестоимость: нашли в Китае фабрику, где можно сделать пресс-форму и заказать партию пять тысяч штук. Это сделает Grammar Cube доступным для всех учителей и учеников.