1989
В 1989 г. началась новая эра – были запрещены турбодвигатели, доминировавшие с начала 1980- ых гг. С этого момента в Формуле Один могли использоваться лишь атмосферные двигатели с максимальным рабочим объемом 3500 см3. МcLaren вновь были на вершине с "MP4/5" и двигателем Honda V10, который был также хорош, как и его предшественник V6 Turbo. Борьба за победу в Чемпионате шла между гонщиками этой команды, где Ален Прост перед двумя последними этапами опережал Айртона Сенну на 16 очков. Отставание Сенны объяснялось его несколькими сходами, но благодаря скорости, которую он показывал по ходу чемпионата, выиграв 6 этапов и взяв 13 поулов, он был готов наверстать упущенное. Перед пятнадцатым этапом - Гран При Японии - Сенна еще сохранял шансы на победу в чемпионате, но для этого ему необходимо было выиграть обе оставшиеся гонки. Прост это прекрасно понимал, и когда на сорок седьмом круге Сенна попытался обогнать его, он, не раздумывая, пошел на столкновение. Но если после этого Прост сошел с трассы, то Сенна с помощью маршалов смог выбраться с обочины, доехать до боксов, сменить поврежденный передний обтекатель, вернуться в гонку, и выиграть ее! Однако сразу же после финиша он был дисквалифицирован за постороннюю помощь при возвращении на трассу. Таким образом Прост стал трёхкратным Чемпионом Мира. После этого Сенна обвинил президента FIA Жана-Мари Балестра в манипуляциях в пользу Проста, за что его хотели отстранить от участия в чемпионате 1990 года.
Личный зачет: Система начисления очков: 9-6-4-3-2-1
В зачет идут одиннадцать лучших результатов
Место Гонщик Автомобиль Очки
1 А. Прост "McLaren-Honda-MP4/5" 76
2 А . Сенна "McLaren-Honda-MP4/5" 60
3 Р . Патрезе "Williams-Renault-FW12C" 40
4 Н . Мэнселл "Ferrari-640" 38
5 Т . Бутсен "Williams-Renault-FW12C" 37
6 А . Наннини "Benetton-Ford-B189" 32
Кубок конструкторов:
Место Команда/Автомобиль Очки Двигатель 3500 см3
1 " McLaren-Honda -MP4/5" 141 V10
2 "Williams-Renault-FW12C" 77 V10
3 "Ferrari-640" 71 V12
4 "Benetton-Ford"-В189 59 V10
1990
Сорок первый чемпионат мира по автогонкам в классе Формула 1 обещал стать третьим раундом соперничества Сенны и Проста, но теперь в разных команах- McLaren" и "Ferrari". Они же обладали самыми лучшими двигателями , развивавшие около 700 л.с – их удельная мощность выросла примерно до 200 л.с./л. Во время гонок их мощность "душилась" на 20-30 л.с. для повышения надежности. По ходу сезона Сенна и Прост поочередно выходили в лидеры, но за два этапа до окончания Прост уступал Сенне 9 очков. Как и в прошлом сезоне Чемпионат Мира разрешился на предпоследней гонке в Японии в Сузуке. Сразу после старта произошел инцидент, когда Прост захватил лидерство и попытался закрыть внутреннюю траекторию, но Сенна не раздумывая пошёл на контакт, они столкнулись и вылетели в гравий, завершив гонку. Таким образом, Чемпионат Мира разрешился в этот раз в пользу Сенны. Возможно, Сенна вернул долг за аварию, которую Прост спровоцировал в Японии годом ранее.
Личный зачет:
Система начисления очков: 9-6-4-3-2-1. В зачет идут одиннадцать лучших результатов
Место Гонщик Автомобиль Очки
1 А. Сенна " McLaren - Honda - MP 4/5 B " 78
2 А .Прост "Ferrari-641" 71
3 Н. Пике "Benetton-Ford-B190" 43
4 Г .Бергер "McLaren-Honda-MP4/5B" 43
5 Н .Мэнселл "Ferrari-641" 37
6 Т. Бутсен "Williams-Renault-FW13B" 34
Кубок конструкторов:
Место Команда/Автомобиль Очки Двигатель 3500 см3
1 " McLaren-Honda -MP4/5B" 121
2 "Ferrari-641" 110
3 "Benetton-Ford-B190" 71
4 "Williams-Renault-FW13B" 57
1991
Начиная с 1991 г. была изменена система начисления очков: Система начисления очков: 10-6-4-3-2-1 В зачет шли все результаты гонок. В этом сезоне,обещавший стать четвертым сезоном эпического противостояния Сенны и Проста и вторым - "McLaren" и "Ferrari", в борьбу вмешались Найджел Мэнселл и Риккардо Патрезе на Williams FW14, набиравшим обороты болиде с мотором Renault, а скудерия сильно сдала позиции. Начало сезона было за Сенной, но в середине Мэнселл, одержавший три красивые победы подряд, включился в чемпионскую гонку. Но в концовке череда поломок и сходов, ошибок механиков Williams привела к тому, что свой 3й титул Чемпиона Мира завоевал Сенна. Прост так и не выиграл ни одной гонки, и его лучшими результатами в сезоне так и остались три вторых места. Прост жестко раскритиковал машину Ferrari : "она ведет себя на трассе как грузовик" - после чего был немедленно уволен из команды. Не найдя места в топ команде он пропустит следующий сезон. В этом сезоне свои первые очки набрали Михаэль Шумахер и Мика Хаккинен- будущие чемпионы Ф1.
Личный зачет: Система начисления очков: 10-6-4-3-2-1. В зачет идут все результаты гонок
Место Гонщик Автомобиль Очки
1 А. Сенна "McLaren-Honda-MP4/6" 96
2 Н . Мэнселл "Williams-Renault-FW14" 72
3 Р . Патрезе "Williams-Renault-FW14" 53
4 Г . Бергер "McLaren-Honda-MP4/6" 43
5 А . Прост "Ferrari-642", "-643" 34
6 Н . Пике "Benetton-Ford-B191" 26,5
Кубок конструкторов:
Место Команда/Автомобиль Очки Двигатель 3500 см3
1 " McLaren-Honda -MP4/6" 139
2 "Williams-Renault-FW14" 125
3 "Ferrari-642", "-643" 55,5
4 "Benetton-Ford-B191" 38,5
1992
В этом году на вершину гоночного Олимпа вернулись болиды "Williams", прогрессировавших два последних сезона с двигателями "Renault", а приход в команду выдающегося конструктора Эдриана Ньюи придал ей новый импульс. Модель FW14B с активной подвеской, полуавтоматической коробкой и АБС, не имела конкурентов. Найджел Мэнселл, получив супер-болид, громил всех конкурентов и обновил целый ряд рекордных достижений Формулы-1: он выдал самую продолжительную серию побед с первой гонки сезона — 5, одержал наибольшее количество побед за сезон — 9, выиграл рекордно большее количество поулов за сезон (14 поулов в 16 гонках), создал самый большой отрыв от вице-чемпиона мира — 52 очка и, наконец, стал чемпионом мира за 5 этапов до финиша сезона. Не слишком удачные шасси McLaren MP4-7 и проблемы с электроникой не позволили Айртону Сенне составить конкуренцию Мэнселлу и подняться в итоге выше 4 места. Перед Гран При Италии фирма "Honda" объявила о прекращении своей программы в Формуле 1 по окончании сезона, что поставило команду "McLaren" перед необходимостью искать на следующий сезон другого поставщика двигателей.
Личный зачет:
Место Гонщик Автомобиль Очки
1 Н . Мэнселл "Williams-Renault-FW14B" 108
2 Р . Патрезе "Williams-Renault-FW14B" 56
3 М . Шумахер "Benetton-Ford-B192" 53
4 А . Сенна "McLaren-Honda-MP4/7A" 50
5 Г . Бергер "McLaren-Honda-MP4/7A" 49
6 М . Брандл "Benetton-Ford-B192" 38
Кубок конструкторов:
Место Команда/Автомобиль Очки Двигатель 3500 см3
1 " Williams-Renault -FW14B" 164
2 "McLaren-Honda-MP4/7A" 99
3 "Benetton-Ford-B192" 91
4 "Ferrari-F92A" 21
1993
Выиграв с гигантским преимуществом чемпионат мира 1992 года, Найджел Мэнселл прекратил участие в Формуле 1 и перешел в американскую серию "Indycar". Его место в команде "Williams" занял трехкратный чемпион мира Ален Прост, пропустивший прошлый сезон, а его партнером стал бывший тест-пилот "Williams" Дэймон Хилл. В 1993 г. Прост получил в свое распоряжение лучший автомобиль, "FW15C" с двигателем Renault V10, за рулем которого 13 раз занимал поул-позицию, выиграл семь Гран-при и довел общее количество одержанных им побед до рекордной 51-ой, и в 4ый раз стал Чемпионом Мира . McLaren после ухода Honda получили клиентский менее мощный восьмицилиндровый Ford , поэтому Сенне было трудно напрямую конкурировать с Простом. Несмотря на это, он выиграл 5 Гран-При демонстрируя порой феноменальный пилотаж. Первый круг прошедшего под дождем Гран-при Европы в Донингтон-парке вошел в историю. Сенна квалифицировался четвертым позади Проста, Хилла и Шумахера. Он провалил старт и откатился на пятую позицию, но уже в первом повороте Сенна обошел Вендлингера, в следующем – Шумахера , затем Williams Хилла и Проста. Свою последнюю, сорок первую, победу Сенна одержал 7 ноября в Австралии. Последний сезон эпохи противостояния Проста и Сенны был закончен.
Личный зачет: Система начисления очков: 10-6-4-3-2-1
Место Гонщик Автомобиль Очки
1 А . Прост "Williams-Renault-FW15C" 99
2 А . Сенна "McLaren-Ford-MP4/8" 73
3 Д . Хилл "Williams-Renault-FW15C" 69
4 М . Шумахер "Benetton-Ford-B193A" 52
5 Р . Патрезе "Benetton-Ford-B193A" 20
6 Ж. Алези "Ferrari-F93A" 16
Кубок конструкторов :
Место Команда/Автомобиль Очки Двигатель 3500 см3
1 " Williams-Renault -FW15C" 168
2 "McLaren-Ford-MP4/8" 84
3 "Benetton-Ford-B193A" 72
4 "Ferrari-F93A" 28
1994
1994 год в истории Формулы 1 ознаменовал новаю эпоху. Уходили чемпионы прошлы лет: Нельсон Пике, Найджел Мэнселл, Ален Прост, а на первые роли выдвигались те, кто ранее был в их тени: Дэмон Хилл, Михаэль Шумахер, Мики Хаккинен. Произошло кардинальное изменение технического регламента. С этого сезона вступили в силу новые правила по запрещению электронных приспособлений. . Запрет коснулся активной подвески, тормозной системы ABS, антипробуксовочной системы, полностью автоматической коробки передач, электронной педали газа. Для повышения зрительского интереса, были вновь введены дозаправки топливом, запрещенные с 1984 г. При изменении правил FIA объявила, что преследует этим цель: уравнять шансы малых команд, у которых не хватало ресурсов для разработки электроники, и признанных лидеров. Но к тому времени почти все команды использовали электронику, и после изменения правил им пришлось перепроектировать свои шасси под новый регламент. В результате новые болиды получились тяжело управляемые, что приводило к трагическим авариям в ходе сезона. Команда Williams вновь располагала лучшей гоночной техникой. Без сомнения Аэртон Сенна был главный претендент на титул,а Дэймон Хилл стал вторым гонщиком команды. Но гибель Сенны в Имоле повернула течение чемпионата совсем в другое русло. Шумахер впечатляюще начал сезон, выиграв подряд 4 Гран-при ,затем еще 2 и имел 66 очков из возможных 70-ти. Хилл с 29-ью очками шел вторым, казалось, что невероятный отрыв невозможно было сократить. Затем Шумахер был дисквалифицирован на 4 гонки и Хилл смог нивелировать отставание до одного очка. Гран-при Австралии разрешил судьбу титула драматическим образом. До решающего 36-го круга лидировавший Шумахер опережал Хилла. Затем в одном из поворотов он вылетел с трассы и при попытке вернуть свой автомобиль на трассу, столкнулся с Хиллом, который попытался обойти его, нырнув внутрь поворота. В результате сошли оба. Таким образом, на одно очко опередив Дэймона Хилла, Михаэль Шумахер на "Benetton B194-Ford" стал самым молодым Чемпионом за всю историю. В начале 1995 года одна из старейших команд Ф-1 Lotus , ведущая свою историю с 1958 года, будет распущена. Команда Колина Чепмена вписала много славных страниц в книгу королевских гонок, а его революционные идеи неоднократно задавали направление в развитии конструкции гоночных машин.
Личный зачет: Система начисления очков: 10-6-4-3-2-1. В зачет идут все результаты гонок
Место Гонщик Автомобиль Очки
1 М. Шумахер "Benetton-Ford-B194" 92
2 Д .Хилл "Williams-Renault-FW16" 91
3 Г . Бергер "Ferrari-412T1" 41
4 М . Хаккинен "McLaren-Peugeot-MP4/9" 26
5 Ж . Алези "Ferrari-412T1" 24
6 Р . Баррикелло "Jordan-Hart-194" 19
Кубок конструкторов :
Место Команда/Автомобиль Очки Двигатели 3500 см3 Мощность до 820л.с
1 " Williams-Renault- FW16" 118
2 "Benetton-Ford-B194" 103
3 "Ferrari-412T1" 71
4 "McLaren-Peugeot-MP4/9" 42
7я часть здесь, см:
иллюстрации здесь и далее взяты из интернета с картин Nicholas Watts и Michael Turner