Найти в Дзене

Семейное образование. 4 способа оценки знаний ребёнка при обучении дома. Первый самый действенный

Оглавление

Зачем нужна система оценивания? На первый взгляд кажется, что всё логично: чтобы проверить уровень и качество усвоения знаний.

Школа использует контрольные и тесты, различные ВПР и экзамены на постоянной основе. Ставит за них оценки, по которым учеников классифицируют как отличников, хорошистов, троечников и двоечников. Но есть одно «но». Эта система жутко неэффективна.

Не всегда тот, кто получил пятёрку за тест, действительно хорошо усвоил материал. Так же как и тот, кто получил двойку, не всегда балбес и неумеха.
Тут важны не только знания, но и внешние условия того, насколько быстро получилось сосредоточиться
Тут важны не только знания, но и внешние условия того, насколько быстро получилось сосредоточиться

Хочу привести личный пример.

В школе я была отличницей. Различные олимпиады, золотая медаль. Но! Мои пятёрки, которые доставались мне крайне легко, подменили для меня истинные цели обучения. Я не хотела развиваться дальше. Зачем? Если у меня и так "5" по всем предметам.

В моей школе английский преподавали очень слабо. Но тогда сравнить мне было не с чем. Мы только учили наизусть слова и письменно переводили тексты. У меня отличная память плюс усидчивость. Следовательно, контрольные и диктанты по лексике я писала «на ура». Учительница всегда нахваливала меня, ставила всем в пример.

А в институте я попала в самую слабую группу по английскому языку, потому что элементарно не знала грамматических конструкций и времён немного сложнее Present Perfect. Тогда мне стало очень стыдно, и я поняла, сколько времени потеряла, почивая на лаврах.

Обратный пример.

Дочке в школе всегда ставили двойки за контрольные по математике. Я удивлялась: дома всё решает, понимает, а контрольные на 2. Спрашиваю дочку, она в слёзы. Оказалось, что не может сосредоточиться из-за шума в классе, боится не успеть, а листочки отбирали сразу, как прозвенит звонок. Плохие оценки приводили к тому, что её дразнили двоечницей. Она ощущала себя хуже других. Так ещё и учительница не верила, что домашнее задание выполнено самой Дашей. Ведь там всё правильно, а контрольные на 2.

Таких примеров очень много.

Иногда ребёнок просто плохо себя чувствует или очень волнуется. Оценка за проверку знаний низкая, а знания-то есть.

Естественно, на семейном обучении я оценки дочке не ставлю. Они нужны только школе, потому что это система, а система без цифр просто не может существовать. Когда мы решили учиться дома, я задумалась, нужна ли мне концепция тестов и контрольных. Не в смысле поощрения, если всё правильно. А чтобы понять, как усвоен материал, может ли ребёнок его применить.

В начале нашего опыта я давала дочке тестовые задания, потому что просто не знала, чем заменить. Но потом я глубже вникла в процесс и поняла, что есть гораздо более эффективные способы оценивания знаний.

  • пересказать материал,
  • нарисовать иллюстрацию,
  • составить таблицу или схему по изученному вопросу.

Это гораздо сложнее, чем пройти тест, но эффективнее. Ребёнок пропускает информацию через себя, добавляет к ней свой опыт, систематизирует её в голове.

Предлагаю вашему вниманию список мероприятий, которые помогают понять, как дочка усвоила пройденный материал. Они помогают мне убедиться, что она сохранила информацию в голове и сможет ею воспользоваться в дальнейшем.

1. Беседы

После того, как новая тема или предмет пройдены, мы подробно обсуждаем материал. Почти всегда мне нужно дополнительно готовиться к таким беседам, но это точно стоит того.

Имеет смысл пригласить или сходить к кому-то, кто практически разбирается в предмете
Имеет смысл пригласить или сходить к кому-то, кто практически разбирается в предмете

Очень полезно пригласить кого-то, кто хорошо разбирается в предмете обсуждения. Например, после начального курса физики мы с дочкой приглашали моего папу в качестве эксперта. Он всю жизнь работает электромехаником. Они совместно решали задачи, дедушка приводил практические примеры. По результатам таких бесед можно понять, где есть пробелы, где нужно ещё поработать.

2. Написание эссе

Не зря эссе пользуется таким успехом в зарубежных ВУЗах. Оно требует структурирования информации, чёткой аргументации и цитирования. Мы писали эссе по литературе, русскому и английскому языку, даже по истории.

3. Презентации

В школе по многим дисциплинам задают подготавливать презентации, но часто этим занимаются не дети, а родители. Я всегда упускала этот момент, но примерно год назад пришла к выводу, что дочка обязательно должна научиться работать в Power Point . Сейчас у неё уже довольно неплохо получается. Она делает презентации по географии и биологии, готовит слайды, вставляет картинки. А потом демонстрирует мне. Это помогает мне понять, как она усвоила материал. Без контрольных работ и тестовых заданий.

4. Графики, модели, схемы

Интеллект-карты незаменимы и для запоминания, и для понимания, и ля контроля знаний по большинству школьных предметов
Интеллект-карты незаменимы и для запоминания, и для понимания, и ля контроля знаний по большинству школьных предметов

Сюда я отношу составление интеллект-карт. Обычно мы рисуем их вместе. В процессе такой деятельности сразу же всплывают те моменты, которые не понятны дочке. Потому что схемы и модели требуют понимания связей между составными частями материала. Для истории, биологии, географии, физики, английского языка это просто незаменимо.

Опубликовано ЦСО "Хочу Учиться" школьная аттестация онлайн

-4

Автор : Елена Лачина, лингвист-переводчик, мама дочки на СО
Читайте также другие статьи автора:

Во сколько раз СО для нас дешевле, чем школа?

Наши лайфхаки на СО. Часть 1

Благодаря пандемии нашли классный спортивный канал на Ютуб и тренируемся всей семьёй

Статьи СОшника о том, как он готовится к аттестациям и делит предметы на важные и не очень:

Рассказывают дети на СО: как я учил предметы для ОГЭ

Рассказывают дети на СО: моя система подготовки к промежуточной аттестации

Подписывайтесь на канал . Будьте в курсе семейного образования.

Спасибо за ваши "Спасибо" .

Брак
50,3 тыс интересуются