Найти тему
Реально. Небанально.

"Минни ужасно боялась..." Зачем Александр II присутствовал при родах невестки?

Появление на свет нового человека испокон веков было событием важным и волнительным. А для царских семей в Российской империи оно было особенно знаменательным, поскольку было связано с продолжением династии. А потому рождение императорских детей всегда было сопряжено с определенными традициями и правилами.

Официальный документ

По случаю счастливого события составлялся особый Манифест, извещающий подданных страны о прибавлении в царской семье. Примечательно, что предварительно составлялось целых пять вариантов Манифеста, куда необходимо было вписать лишь дату рождения и имя младенца. В этих пяти вариантах были учтены все возможные исходы благополучных родов: появление на свет мальчика/девочки/однополой двойни (мальчик+мальчик, девочка+девочка)/разнополой двойни.

Присутствие министра

Вплоть до XIX века в родильной комнате обязательно должен был находиться Министр императорского двора, который подписывал Манифест. Для чего же требовалось его присутствие? Чтобы зафиксировать факт появления на свет живого и здорового ребенка и исключить возможность подмены младенца или иного обмана.

С XIX века правила стали менее строгими, и теперь уже недостающие данные в Манифесте вписывал сам новоиспеченный отец-император, а затем уже передавал документ Министру двора.

Совместные роды

И если министру находиться при роженице было теперь необязательно, то присутствие мужа было необходимостью. Чаще всего присутствовали при родах и иные родственники. Эту традицию, как и многие другие новшества, «привез» из Европы император Петр I. При родах его невестки впервые помимо повитухи присутствовали и три придворные дамы. Были при жене во время родов и Петр III, и Павел I, и последующие государи. Правда, не все правители стойко переносили увиденное. Так, Николай I после первых родов своей супруги записал в дневнике, что "у меня болит голова и в сердце боли..." Но при последующих родах вновь находился при жене.

Конечно, тяжелее всего приходилось самим царственным роженицам. Помимо боли физической они испытывали еще и душевный дискомфорт от присутствия родственников мужа. Наиболее неловко чувствовала себя, наверное, Мария Федоровна, супруга императора Александра III. Находиться с ней при рождении ее первенца изъявила желание не только свекровь, но и свекор Александр II, желающий поддержать невестку и стать свидетелем столь важного события.

Императрица Мария Федоровна с детьми
Императрица Мария Федоровна с детьми

Так Александр III написал о рождении первенца родителям супруги:

«Дорогие родители, порадуйтесь вместе с нами нашему великому счастью, ниспосланному добрым Господом, подарившим нам дорогого маленького сыночка, составляющего всю нашу радость. <…> Минни ужасно боялась из-за присутствия при родах моего отца, но потом она была рада этому, поскольку он весьма помог ей».

Однако сама Мария Федоровна записала в своем дневнике, что нахождение свекра в родильной комнате «жутко смущало ее». Впоследствии она до последнего будет скрывать момент приближения родов, чтобы обойтись без «помощи» в родах царственных родственников.

На всех родах своей супруги присутствовал и последний российский император Николай II . Помимо него рядом с горячо любимой Аликс находились его мать Мария Федоровна, сестра императрицы Елизавета Федоровна и акушерка с медсестрой.

Николай II с семьей
Николай II с семьей