У меня на канале есть комментатор (спасибо большое за внимание, подсказки, советы), который периодически пишет, что, судя по моим заметкам, я очень много времени уделяю школьным предметам, и игнорирую... дальше я так и не могу разобраться, что именно я, по мысли комментатора, игнорирую. Спонтанные навыки? Умение вести себя в обществе? Умение общаться? Навыки самообслуживания?
Раньше я не обращала внимания на подобные высказывания. Но человек настойчиво двигает эту мысль. При этом на уточняющие вопросы не отвечает, рекомендаций конкретных не даёт.
Но я начала думать, а может, не только этот комментатор не понимает, что мы делаем. И как все эти "школьные предметы", которыми мы с Гришей занимаемся, ведут как раз таки к главной цели, абсолютно не связанной со школой, - умению вести себя в обществе и общаться с людьми.
Если так, то надо раскрыть этот вопрос)) Потому что те, с кем я общаюсь тесно, как мне кажется (а может и нет), отлично понимают, зачем аутичному ребёнку надо, например, боксом заниматься или вообще хоть каким-то спортом (физическое здоровье здесь не на первом месте). Они понимают, что умение собирать пазлы не имеет никакого отношения к "Смотри-смотри, чудик пазл за пять минут собрал".
Так вот, мне казалось, и все читатели этого канала понимают. Во всяком случае, я каждый раз пытаюсь объяснить, прямо пишу, что "обратите внимание, умение собирать головоломки Никитина по 100 штук - это прежде всего тренировка самообладания, усидчивости, выдержки, воли, целеустремлённости, навыков просить о помощи. И никак не - "какой, молодец, кубики собирает" А главное, что все эти навыки из занятий перемещаются в жизнь, ради чего всё это и проводится". Поэтому мне казалось, что я доношу свою основную мысль.
Но видимо, не достаточно.
---
Итак. Математика - наука об общении.
С чего вдруг?
Мы плотно приступили к этому предмету в мае 2019 года. На тот момент Гриша не говорил, с трудом высиживал 20 минут общего времени урока с разнообразной деятельностью и вообще слабо соображал. Но тогда мне уже приоткрылось немного логики его восприятия, о чём я писала в заметке об играх.
То есть я узнала, что, когда перед Гришей визуальные задачи, без необходимости слушать словесные объяснения и отвечать, вдруг, оказывается, что Гриша очень шустро соображает, не сопротивляется и старательно всё выполняет. Сколько бы заданий не получил.
Но игры закончились и ничего подобного я не могла найти. Нет, вообще-то игр много. Но только у Буракова я встретила такую стройную и последовательную систему усложнения материала. Искала ещё. Смотрела учебники для первого класса. С грустью. Ни один из них не соответствовал тому, что было надо. Все они основаны на методе обучения "послушай, посмотри, запомни, ответь-примени".
Но тут я наткнулась на учебники по математике Петерсон. А вот её методика, громко обруганная в рунете, основана совсем на другом: "посмотри, подумай, пойми, примени". Да, там можно и учителю поговорить. Но, в целом, материал учебника первого класса составлен так, что учитель и не нужен. Во всяком случае для такого человека, как Гриша.
И мы начали работать по нему. Никаких целей "изучить математику" я не ставила. Мне надо было что-то делать с Гришей. А что? Ну вот игры у него получаются логические. Учебник Петерсон - одна сплошная логическая игра. Отлично. И мы начали... и закончили. Месяца за три. Весь учебник с дополнительными тетрадками "Самостоятельные работы".
Отступление: перед началом Гриша умел считать до 10, сопоставляя с количеством цифры. Умел вычитать и складывать в том же пределе. Знал геометрические фигуры. И всё.
В конце он написал вот такую контрольную работу. Через три месяца после начал изучения этого учебника.
Ну, то есть что-то он там изучил.
Но я же написала, что математика - это наука об общении. Во всяком случае для Гриши. Почему?
1. Математика для Гриши - это логика. То есть уже есть за что ухватиться, на что опереться. Не всё вообще непонятно, как в остальном мире. И хватаясь за эту логику, сталкиваясь с непонятным, Гриша впервые в жизни на уроках (не считая игр) начал меня СЛУШАТЬ.
А, как я понимаю, это первое, на чём вообще строится общение. И именно это умение Гриша и начал тренировать на самом деле очень сильно на уроках математики. И, естественно, перенёс этот навык в жизнь.
2. В математике есть то, чего нет больше нигде - чёткие законы. Во всяком случае, в математике 1 класса)) И это знание, что если ты чего-то не знаешь, то совершив определённый, строго один алгоритм, ты найдёшь неизвестное, это знание - как волшебная палочка, решает все проблемы))) которыми переполнена жизнь больного мальчика.
Для человека, интеллект которого держится на логике, это фундаментальное открытие, следствием которого стало то, что Гриша впервые в жизни понял, что и везде (за малым исключением) есть какой-то алгоритм. И понял, что его надо узнать и тогда ты сможешь решить любую проблему. Очевидно, что это знание упростило его жизнь в разы. А для окружающих он стал казаться более послушным, ага.
3. Знакомство с уравнениями типа 6-х=3 перевело знание о поиске неизвестных данных на новый уровень.
Я неоднократно писала, что у Гриши была и остаётся проблема с выстраиванием цепочки действий (привет, диспраксия). Он может запросто забыть (или не знаю, что там в его голове происходит) какой-то пункт из обувания ботинок и остановиться в самом начале в ступоре, не зная, что делать. Со стороны может показаться, что он не умеет обуваться. А раньше он вообще в истерику впадал, обнявшись с обувью. То есть он знает, что надо обуться, но в алгоритме есть дыра, он её видит, при этом после дыры он знает, что надо застегнуть молнию, например, или штанину опустить, но то, что в середине он забыл, что делать, раньше останавливало его полностью. Теперь нет.
Знание о целом и частях процесса, уравнения привело к качественно новым действиям в бытовой жизни. Но прежде всего он познакомился с этими понятиями на математике.
4. Понятие "Ошибка", которое он узнал и понял на математике, сделало его более... контактным в жизни. Если раньше у него что-то не получалось, он бросался в истерику или сопротивление. Он даже не пытался исправить, попробовать снова. Требовались огромные усилия, чтобы заставить его повторить действие, чтобы закрепить навык. Ну почти ни у кого ничего не получается с первого раза. Нужны тренировки. Что не понятного? Нет, всё плохо, я не буду, нет!!!! И всё. Я помогу тебе! Нет, нет, нет!! Отлично. Вот и поговорили.
А вот это простое (или сложное) понятие "ошибка" помогло Грише избавиться от вышеописанного способа реагировать на неудачи. Именно на математике он узнал, что можно ошибаться, а главное, ошибку можно исправить, а если не знаешь как, то, привет, надо попросить о помощи. А попросив, внимательно послушать. И? И справить ошибку. Па-ба-м. На этом вообще-то всё обучение строится и взаимодействие с людьми, в том числе. Или я чего-то не понимаю.
5. Ну и последнее. Именно на математике Гриша научился выполнять задания, не спрашивая "Да?". Раньше, если он что-то делал, то постоянно выяснял, правильно ли он делает. Сделает шаг, и интересуется: "ДА?" А математика научила его решать целые страницы, испещрённые примерами, а потом ждать, когда мама с красным карандашом ищет ошибки.
Как очевидно, надеюсь, всем, это умение делать без оглядки на другого человека, без поиска подтверждения своей правильности и безошибочности, переместилось и в жизнь. И на сколько это умение улучшило и ускорило Гришино развитие я даже не представляю. Потому что... Ну нельзя ничему научиться, если ты каждый раз спрашиваешь, а правильно ли ты делаешь. Такого не может быть. Надо делать много, анализировать, узнавать ошибки, опять анализировать и больше их не совершать. Опять делать много, узнавать, а где ты ошибся, анализировать и снова делать. Это навык, на котором строится обучение всему.
Вот такой навык подарила Грише математика.
----
Совершенно понятно, что здоровый ребёнок всему этому учится походя. Больного ребёнка надо учить отдельно. Но, в случае Гриши, все мои попытки научить его хотя бы одному из этих пунктов, ни к чему не привели.
А научила его этому МАТЕМАТИКА. Да. Школьный предмет. Да, неговорящего слабо соображающего мальчика.
Поэтому теперь, когда слышу или читаю вопросы-советы типа "А зачем ему Геометрия, он же почти не говорит, учите его общаться!" или "А зачем ему естествознание, если он не знает, в каком доме сам живёт?" Слыша такие вопросы сейчас, я на них никак не отвечаю. Если человек не сталкивался с такими вот Гришами, то все мои объяснения будут в никуда.
И даже если у вопрошающего свой аутичный ребёнок, и он, этот вопрошающий, не понимает, зачем может понадобиться аутичному ребёнку математика, то я предполагаю, что, и не надо этому конкретному ребёнку ни математика, ни естествознание. Что процессы обучения и социализации у этого человечка проходят какими-то более нормальными способами, нежели у Гриши.
Но, если вдруг непонятно из всех моих заметок, то вот я написала более подробную. Именно с целью объяснить, зачем Грише школьные предметы.
Да всё для того же. Чтобы мог себя контролировать, адекватно вести в обществе, чтобы речь его развивалась и чтобы с людьми научился общаться.
Итак.
Социализация - интеграция индивидуума в социальную систему.
Но прежде, чем куда-то интегрироваться необходимо приобрести необходимые для этого навыки:
- умении слушать,
- умение не впадать в панику перед непонятным,
- умение искать решение проблемы,
- умения быть готовым ошибаться, и опять не впадать от этого в отчаяние и паралич,
- умение много тренироваться, без оглядки "а правильно ли я это делаю, а может, нет, а может, да, а может, вообще не надо ничего делать, а то вдруг неправильно"
Так вот,
всему этому Гришу научила МАТЕМАТИКА. Конкретно, учебники за 1 класс Петерсон (Я когда-нибудь о них напишу подробнее. Всем визуалам и логикам очень советую. Ну и неговорящим деткам тоже можно попробовать.).
Удачи вам, дорогие мои читатели.
П.С. Сильно подозреваю, что математика Гришу научила на много большему. Просто я не могу это вычленить и описать.
П.С. 2. Все кто ломанулись за учебниками Петерсон, остановитесь))) Суть не в математике и не в Петерсон. Суть в том, что некий процесс или предмет (математика, рисование, вообще творчество, танцы, спорт, русский язык, чтение, лепка, английский язык), который хоть как-то доступен ребёнку, может научить этого ребёнка очень многому. Не только этой самой науке или действию (танцам), нет. Это как с кино у Гриши. Очень ему было надо смотреть мультики на большом экране. Так он ради этого даже научился с громкими звуками справляться. И в жизни теперь с этим проблем нет. Так и тут.
Хоть как-то получаются у ребёнка фигурки из пластилина. Не "он очень любить лепить", нет - " хоть как-то получается". Ну хоть чуть-чуть. Вот и надо облазить интернет в поисках всё более сложных уроков по лепке. И прям академию лепки у себя создать с ежедневными занятиями и обязательным усложнением. Потому что, вполне вероятно, эта самая никому не нужная лепка может научить ребёнка навыкам необходимым для общения. Повторяю, не дать ему пластилин и оставить наедине. О, деточка лепит. Нет. Надо выстроить систему усложнений (или найти книгу с уроками). И только в процессе усвоения всё новых и новых элементов ребёнок сможет научиться чему-то более важному, основополагающему, чем лепить колобка.
П.С. 3. Технический момент. Математика у Гриши была основным предметом около полугода. У нас было два из пяти уроков - математика. Один - Петерсон, другой - Моро. Да, у Гриши не поехала крыша от смешения двух подходов к предмету. Это не значит, что она ему легко даётся, нет. Он многого до сих пор не может и не понимает. Но на тот момент математика была единственным, что он вообще хоть как-то понимал. И как только я заметила улучшение в общем состоянии и развитии речи, акцент в уроках сместился именно на речь. Просто до того он вообще ничего не мог, ни повторить, ни на вопрос ответить. Ни артикуляционная, ни пальчиковая гимнастика были ему недоступны. А вот полгода активных математических упражнений позволили ему приобрести необходимые навыки для перехода к занятиям по речи.
Надеюсь, логика понятна.
П.С. 4. Когда я пишу "научила", "помогла освоить", "дала толчок" - всё это означает, что "не было ничего", и "появилось что-то". Это ни в коем случае не означает, что Гриша вышел в норму. Нигде и никогда я этого не пишу. Проблемы, с которыми мы работаем, от нормы очень и очень далеки. Надеюсь, что и это понятно.
Пишу я о сложном мальчике, для которого любые, даже крошечные достижения - это победа, это новый уровень качества жизни. И пишу я об этих победах всегда с восторгом, потому что так на них и смотрю. И предполагаю, что меня читают понимающие этот момент люди)) Любые навыки в случае Гриши - это улучшение жизни. А не как не "вышел в норму".