Получив власть в 1848 году Луи-Наполеон Бонапарт, племянник Наполеона I мечтал о великом реванше. Крымская война, в которой из всех союзников Франция понесла самые большие потери, была частью этих грандиозных планов. Что значит для Франции XIX века некий Крым - да ничего, но какую-никакую номинальную победу над Россией Франция получила.
Начало истории о том, как за 20 лет Париж был почти полностью разрушен и отстроен заново
Великая перестройка Парижа и превращение его в самый продвинутый и современный город своего времени часть грандиозных планов Наполеона по возвращению Франции былого величия.
Для решения грандиозных задач нужны очень целеустремленные и иногда жестокие люди. Префект департамента Сена Жан-Жак Берже явно не подходил на роль великого реноватора Парижа и на эту должность был назначен Жорж-Эжен Осман. Он привлек к работам архитекторов Жана-Шарля Альфана, Габриэля Давью, Теодора Баллю и Жака Гитторфа, инженеров Виктора Бальтара и Мари Франсуа Эжена Бельграна, садовника Барийе-Дешана.
Перестройка Парижа требовала не только великих усилий, но и безумных затрат. Король-банкир Луи-Филипп средств для решения проблемы не нашел, но Наполеон хорошо подготовился, был принят закон об упрощенной экспроприации собственности, кроме того законодательно запретили строить дома, выходящие за пределы линии улиц. Первейшей задача была не столь грандиозна - подготовить Париж к всемирной выставке 1855 года.
Для начала была продлена и расширена улица Риволи, на которой возвели первый по-настоящему роскошный парижский отель — «Гранд-Отель дю Лувр». Его открыли прямо перед выставкой, и там поселились самые почетные гости, в том числе августейшие особы. Потом был обустроен так называемый Большой парижский крест на севере города. Теперь с востока на запад шли Рю-де-Риволи и Рю-де-Сент-Антуан, а с севера на юг — Страсбургский и Севастопольский бульвары.
Грандиозное строительство требовало грандиозных затрат. На первом этапе государство выделило 50 миллионов франков, а частные инвесторы добавили еще 24 миллиона взамен получив контракты на застройку. Потом такая схема использовалась постоянно. На строительство бульваров потратили 278 миллионов франков, а в перестройку набережной Сены и острова Сите вложили 410 миллионов. Окончательная сумма затрат составила 2,5 миллиарда франков, деньги для того времени абсолютно безумные.
Сам Осман объяснял это корыстолюбием и жульничеством парижан. Дело в том, что сносу подлежали различные мелкие лавочки, мастерские и лавочки. Их владельцам была положена компенсация и если она казалась недостаточной владельцы сносимой недвижимости подавали в суд. В отличии от сегодняшних российских судов, рассматривающих дела о московской реновации, тогда в Париже власть имущие и государство частенько проигрывали и были вынуждены платить. Осман утверждал, что иски часто жульнические и компенсации завышены, ну а его противники, говорили о тотальной коррупции.
Как бы там ни было, к концу 1860-х годов бесконечная грандиозная стройка парижан изрядно достала и даже те, кто в начале радовался переменам, стали Османа буквально ненавидеть.
Чем закончилась масштабная реконструкция Парижа читайте в следующей статье.