33,5K подписчиков

К 78-й годовщине прорыва блокады Ленинграда

1,5K прочитали

Мероприятия в парке "Патриот", прошедшие 30 января 2021 года и приуроченные к годовщине прорыва блокады Ленинграда

Музейная жизнь, которая несколько замерла под конец прошлого года в виду коронавирусной инфекции, постепенно приходит в норму. На позапрошлой неделе снова открылись московские музеи, а в Московской области это случилось значительно раньше. Кроме того, в музеях позволили работать открытым площадкам, посему ряд из них продолжали функционировать. Одним словом, постепенно жизнь налаживается, касается это и различных военно-исторических мероприятий, которые проводятся музеями.

Легкие танки Т-70, Т-60 и Т-38, главные участники субботних мероприятий в "Патриоте".
Легкие танки Т-70, Т-60 и Т-38, главные участники субботних мероприятий в "Патриоте".

Касается это и парка "Патриот". Вообще с парком ситуация складывается, лично для меня, довольно странная ситуация. Музейный сектор в парке работает уже 4,5 года, за это время там была проделана большая работа, проводится масса различных мероприятий. А про них практически никто ничего не пишет, при этом периодически приходится слышать сплошной негатив. Самое забавное, что идет он зачастую от людей, которые в парке либо не были вообще, либо сделали это очень давно. Меня это слегка так забавляет. Просто для понимания - до ковидлы я там появлялся как минимум раз в месяц. Дело в том, что нормальные музеи (а сам парк, кстати, это не музей, это многофункциональный комплекс, в который входит и две музейные площадки) постоянно развиваются, у них появляются новые экспозиции, а старые перерабатываются. У "Патриота" с этим всё нормально, новые экспонаты там появляются с завидной регулярностью, да и экспозиции обновляются. Только это как-то проходит мимо. Так что первое мероприятие парка в этом году, которое прошло с участием техники, решил показать более полно. Заодно вечные критики парка увидят, что пропустили.

Тот самый транспорт, которого якобы нет. А он есть! Причем со станции "Голицино" и со станции "Кубинка".
Тот самый транспорт, которого якобы нет. А он есть! Причем со станции "Голицино" и со станции "Кубинка".

Для начала, впрочем, стоит упомянуть важный момент - как туда добираться. Вопрос весьма острый, поскольку, в отличие от Кубинки, пешком до парка не добраться. Так вот, уже года три как от станции "Голицино" до парка ходит маршрутка, причем вопрос транспорта постоянно дорабатывается. И если в 2018 году еще можно послушать жалобы, что, мол, тяжело добираться, то сейчас подобные жалобы вызывают недоумение и смех. Господа-граждане, так уж получилось, что мне довелось помотаться по музеям Европы (и нет только там), причем в основном танковым. И могу сказать, что вы слегка не понимаете смысл слова "далеко". Специально засекал время пути от подъезда до подъезда, где-то получается два часа. А в аналогичный музей в Бовингтоне вы будете только часа 3,5 ехать на электричке. Ну и в принципе военные музеи, чаще всего, расположены далеко. Тот же Имперский Военный Музей в Лндоне потихоньку перемещается в Даксфорд, а как туда добираться на общественном транспорте, лучше вам не знать :) И так вообще-то везде. А вот то, что в "Патриот" можно добраться, не топая полчаса пешком от ближайшей остановки, является реальностью уже года два. И процесс трансфера продолжает решаться. Просто для понимания, это не рекламный пост, а легкое такое недоумение. Особенно на фоне того, что на сайте парка всё расписано. И всё равно периодически вижу шарахающихся возле КВЦ (конгрессно-выставочного центра) людей, которые безуспешно пытаются найти "где танки стоят". Бегая мимо остановок, где почти везде есть схемы парка, с указанием, где вы находитесь. Так это проблемы парка, или чьи-то персональные?

Малые танки Т-40 и Т-60 вернулись, после реставрации, в экспозицию. Ну да, здесь светло и тепло, это к вопросу об "атмосфере старой Кубинки".
Малые танки Т-40 и Т-60 вернулись, после реставрации, в экспозицию. Ну да, здесь светло и тепло, это к вопросу об "атмосфере старой Кубинки".

Итак, для тех, кто всё-таки решил попасть в парк, сообщаю. Техника находится на музейной площадке №1. Туда переместили большинство боевых единиц довоенного и военного периода. Для продолжающих плакать в стиле "развалили старую Кубинку" отдельно сообщаю, что музейная площадка №2 никуда не делась, проведена ее реконструкция, если всё будет нормально, к 23 февраля будет открыта. Плюс между площадками планируется курсирование автобусов. За счет перетаскивания части техники на музейную площадку №1 в старых павильонах (точнее, уже новых, от старых только каркасы остались) стало больше места, полностью переделано освещение, вроде как с отоплением вопрос решают. Так что да, атмосферы старой Кубинки уже нет. Ни полутемных рядов танков в инее, ни холодных ангаров, где холоднее, чем на улице, ни сортира системы "дырка в полу". Насчет "развалили экспозицию" тоже ряд вопросов. Во всём мире уже ряды, как в старой Кубинке, давно не делают. А вот экспонаты по годам расставляют очень даже. А так в одном павильоне, светлом и отапливаемом, находятся плюс-минус машины одного периода. Да еще и с дополнительными экспозициями, нормально работающими туалетами, несколькими точками питания, сувенирными лавками и прочим. Всё то, что должно быть в нормальном музее. Ну а для любителей стройных рядов есть площадка №2. Там в некоторых ангарах явно будет плотненько, ибо основной объем павильонов средних танков и бронемашин был в основном заполнен послевоенными машинами, причем по большей части объектами. Вот вам и атмосфера.

Легкий танк Т-50, еще одна машина, недавно прошедшая реставрацию. По планам, позже откроют люк с сделают доступным для осмотра интерьер.
Легкий танк Т-50, еще одна машина, недавно прошедшая реставрацию. По планам, позже откроют люк с сделают доступным для осмотра интерьер.

Параллельно с реэкспозицией идет приведение в порядок имеющихся образцов. Из последних это танки Т-40, Т-50 и Т-60. К тому, как "реставрирует" машины местная мастерская, ну очень много вопросов, но пока там местный руководитель мастерской не покинет парк, всё так и будет, воевать бесполезно. Так или иначе, машины потихоньку приводят в порядок, ну а для дальнейших поколений реставраторов будет немало работы по исправлению деяний данных кулибиных. В любом случае, павильоны постепенно пополняются, часть машин находится в ходовом состоянии, но это не означает, что их тут же погонят на мероприятия. Есть некоторое количество танков, которые ездят постоянно, вот они и катаются. Плюс периодически привлекаются танки из других музеев, а также частных коллекций. Общемировая практика.

Т-34 "Снайпер", одна из машин, которая доступна для залезания. Под присмотром музейного сотрудника.
Т-34 "Снайпер", одна из машин, которая доступна для залезания. Под присмотром музейного сотрудника.

Реставрация техники ведется не только снаружи, но и внутри. Данные работы несут еще одну функцию, которая постепенно раскрывается в парке. Те танки и САУ, которые имеют достаточно большие люки, становятся доступны для посетителей, как минимум для обзора снаружи. Таким могут похвастаться далеко не все танковые музеи мира (да и не таковые тоже). Основная часть машин доступна для осмотра во всё время работы музейного сектора. Но в расширенные дни посещения появляются, скажем так, дополнительные возможности.

Pz.Kpfw.IV Ausf.G, один из танков, который также доступен для залезания.
Pz.Kpfw.IV Ausf.G, один из танков, который также доступен для залезания.

В такие, расширенные дни, обычно совмещенные с различными военно-историческими мероприятиями, появляется доступ внутрь машин. Естественно, под присмотром музейных сотрудников. Для тех, кто считает, что это плохо, могу привести один железобетонный аргумент. Благодаря открытым люкам и возможности попасть внутрь появляется дополнительный стимул к наполнению танковых интерьеров различными предметами. Причем этот процесс идет постоянно. Да и те танки, что открыты для осмотра только снаружи, постоянно набиваются новыми предметами.

Он же внутри.
Он же внутри.

Не так давно появилось еще одно мероприятие, так сказать, интерактив. Желающие, как правило, подросткового возраста, могут попробовать себя в роли танкиста, причем с необычной стороны. А именно посоревноваться в забивании пальцев в траки БТ. Вроде ничего особенного, но на самом деле желающих довольно много. Да и детей среди них много.

Детская игра "собери гусеницу БТ". Желающих в нее поиграть было достаточно.
Детская игра "собери гусеницу БТ". Желающих в нее поиграть было достаточно.

Впрочем, главным в минувшую субботу было другое. В парке отмечали события 18 января 1943 года, то есть прорыв блокады Ленинграда. В нем участвовали и малые танки Т-60, сыгравшие важную роль. По этому поводу в музейном секторе парка была моя лекция, посвященная прорыву блокады Ленинграда, а также подвигу экипажа Т-60 в составе лейтенанта Дмитрия Осатюка и сержанта Ивана Макаренкова. Об этом недавно была моя статья, а теперь она превратилась в лекцию. Благо что в парке есть танки с обеих сторон, аналогичные тем, что участвовали в битве за Лениград. Ну а до лекции состоялся динамический показ техники.

Динамический показ техники был главным событием дня.
Динамический показ техники был главным событием дня.

Первоначально предполагался немного другой состав машин-участников, но различные изменения бывают практически всегда. Погода, кстати говоря, в этот раз не особо радовала. На снимках это не сильно видно, зато хорошо заметно на кадрах крупного плана. Вот там вся эта снежная крупа видна очень хорошо.

Машины на исходных.
Машины на исходных.

Так совпало, что в этот раз в динамическом показе приняли участие танки, которые были разработаны под руководством Н.А. Астрова. Первым из них шел разведывательный танк-амфибия Т-38. Как и у целого ряда машин в парке, этот танк со своей судьбой.

Т-38, участник боев в излучине Дона летом 1942 года.
Т-38, участник боев в излучине Дона летом 1942 года.

Непосредственно в прорыве блокады Ленинграда Т-38 участие не принимали, но в 1942 году действовал отдельный батальон, где были Т-38. Несколько утонувших по 1942 году машин из этого батальона нашли в Неве, из них 3 сейчас на ходу. А этот танк воевал в составе 478-го танкового батальона на Юго-Западном фронте. В июле 1942 года танк затонул в Дону, а в 1980 году его подняли. Силами энтузиастов с АЗЛК машину восстановили до ходового состояния, она хранилась в заводском музее. После расформирования музея танк оказался в музее "Авторевю", а затем попал в Кубинку. А всего сейчас в "Патриоте" уже 4 машины из Дона - Т-38, Т-34 выпуска СТЗ, Light Tank M3 из состава 130-й танковой бригады и рубка StuG 40 Ausf.F/8 из состава 210-го дивизиона штурмовых орудий (подбита в конце 1942 года, командирская машина).

Машина является частым участником подобных мероприятий.
Машина является частым участником подобных мероприятий.

Вторым шел гость парка - малый танк Т-60 из коллекции Музея отечественной военной истории. В парке машина появляется не в первый раз. Данная машина является одним из первых экспонатов бронетанковой коллекции Музея отечественной военной истории. Как раз похожие машины составляли основу матчасти 61-й танковой бригады, действия которой сильно повлияли на прорыв блокады Ленинграда.

На трассе Т-60 из коллекции Музея отечественной военной истории.
На трассе Т-60 из коллекции Музея отечественной военной истории.

Про ее историю можно сказать немногое. Танк собран из кусков, исходя из того, что есть, в основном это фрагменты Т-60 выпуска завода №264 (бывшая судоверфь в Красноармейске, что на юге Сталинграда, помимо Т-60, выпускала корпуса для Т-34, а также бронекатера). Исходя из конфигурации, на машину нанесены маркировки 3-й гвардейской танковой бригады, в ее составе была очень похожая машина.

Машина несет маркировки 3-й гвардейской танковой бригады.
Машина несет маркировки 3-й гвардейской танковой бригады.

Замыкал колонну легкий танк Т-70. Подобные машины также воевали на Ленинградском фронте. В ходе пополнения 61-я танковая бригада получила и 70-ки, они же составляли довольно приличный объём матчасти бригады после того, как ее переименовали в 30-ю гвардейскую танковую бригаду.

Еще один постоянный участник мероприятий парка - легкий танк Т-70
Еще один постоянный участник мероприятий парка - легкий танк Т-70

Данная машина, являющаяся одним из экспонатов парка, а заодно и одним из основных ездящих танков в его коллекции, имеет боевую историю. Танк выпуска ГАЗ им. Молотова, сентябрь 1942 года, серийный номер 209155 был нанесен краской на лобовой детали корпуса. Машина попала в состав 33-й танковой бригады, участвовал в боях под Новосокольниками и под Великими Луками. В декабре 1942 года данный танк оказался в числе затонувших машин (поле, где атаковали машины, оказалось болотом). Всего 33-я танковая бригада потеряла, по разным причинам, 9 Т-70. Примерно тогда же затонул и собрат этого танка - Т-34 с именем собственным "Снайпер". Вытащили Т-70 осенью 2001 года, а в мае 2003 года состоялся его дебют в Кубинке. С тех времен эта машина является постоянным участником различных мероприятий.

Машина воевала в составе 33-й танковой бригады.
Машина воевала в составе 33-й танковой бригады.

После заезда традиционно желающие могли попасть к машинам, а тем, кому повезло, даже оказаться внутри. Правда, погода была не самая лучшая, но она особо не помешала. Тем более что музейная площадка №1 находится рядом с местом показа.

Традиционный осмотр техники зрителями
Традиционный осмотр техники зрителями

Таким было первое, но явно не последнее подобное мероприятие в "Патриоте" в этом году. Само по себе отрадно, что такие мероприятия проводятся, во многих местах пандемия свела военно-историческую активность к нулю. Ну а подобные репортажи будут появляться довольно регулярно.

Другие материалы по военно-историческим мероприятиям:

7 ноября 2020 года на Красной площади