В первой статье (ссылка внизу) мы посмотрели на средневековый Кремль снаружи, а теперь войдем внутрь – вместе с художником и знатоком русской старины Аполлинарием Васнецовым.
Картины, которые мы уже комментировали (виды Кремля при Калите, Дмитрии Донском, Иване III ), хрестоматийны, широко известны. Чего нельзя сказать о следующих васнецовских работах – там, где Кремль показан изнутри.
В Московском Кремле
Что за строительство – на переднем плане? Где это? Посмотрим на палату с пирамидальной крышей в правой части полотна. Вы видите, стена палаты отделана рустом. Где-то мы ее уже видели – не правда ли?
На всякий случай снова взглянем на восточный фасад Грановитой палаты в наши дни. Да, это она! Окна совпадают.
С какого места мы на нее смотрим? С крыши строящегося Архангельского собора. Видите архитектурные детали в виде больших белых раковин? Точно такие же раковины с акротериями и сейчас украшают закомары этого собора.
Помните, что на прежней работе Васнецова («Московский Кремль при Иване III ) Архангельский собор тоже стоял в лесах? Возможно, Кремль на обеих картинах изображен в один момент. Мы высказывали предположение, что Васнецов имел в виду примерно 1506 год, когда Ивана III уже не было в живых.
Что еще видим на картине? В ее левой части – Благовещенский собор. А справа – часть Успенского собора с одной главой и тремя закомарами. Южный портал, как и теперь, украшен фресками.
За Грановитой палатой видим здание с высокой деревянной горницей. Горница, разумеется, не сохранилось, зато каменное здание под ней – дошло до наших дней. Это три нижних этажа Теремного дворца (тогда они назывались Постельными хоромами). Там находились жилые покои великого князя. В XVII столетии здание перестроят и надстроят еще двумя этажами. Получится настоящий «небоскреб» допетровской эпохи.
Мы видим и другие части великокняжеского двора. Слева от Грановитой палаты – Золотая (Средняя палата). Но она не дошла до наших дней, увы! Лишь небольшая ее часть теперь входит в состав Большого Кремлевского дворца. Вдоль Средних палат проходила открытая галерея – «Переднее крыльцо». Подняться туда можно было по парадной Золотой лестнице с Золотой решеткой. Этим путем вводили во дворец послов нехристианских монархов.
Есть средневековое изображение, которое Васнецов, наверное, знал и использовал.
Однако кровлю над Красным крыльцом (слева от Грановитой палаты) сделали только в XVII веке – при Василии III ее еще не было.
Между Архангельским и Благовещенским соборами видим Казенную палату (будет разобрана в XVIII веке).
Теперь посмотрим вдаль! За крышами палат мы видим крыши деревянных теремов. Пять веков назад в западной части Кремля еще стояли дворы знати (через сто лет все это пространство займут службы дворца). За ними – несколько условная кремлевская стена и башни, Боровицкие ворота. Над стеною – галереи. Кремль ошибочно показан побеленным.
Под стенами прячется река Неглинная, а за нею видно широкое предполье без домов (созданное для того, чтобы враг не мог подобраться к крепости). Теперь это район Манежной улицы и Моховой.
В дальше, в Занеглименье, раскинулся огромный посад – до современного Бульварного кольца. К XVI веку в Москве жили уже десятки тысяч человек, и Кремль был только малой частью города.
Гонцы. Ранним утром в Кремле. Начало XVII века.
Перенесемся на столетие вперед! Мы видим обычную, непарадную часть Кремля. Ни этих домиков, ни улицы давно не существует, но Васнецов и тут дает топографический ориентир. В Кремле ведь есть только одна башня многогранной формы – Угловая Арсенальная. Впрочем, в то время она называлась Собакиной (Арсенал в северном углу Кремля построят лишь через столетие).
Правда, меня смущает количество граней. У Угловой Арсенальной (Собакиной) – 16 граней, а изображенная Васнецовым башня похожа на восьмигранную…
Если художник именно ее имел в виду, то получается, что вы смотрите внутрь Кремля от Никольских ворот, а вам навстречу по Житничной улице скачут из царского дворца двое гонцов. Судя по старым планам местности, улица имела немного другой маршрут и не подходила к Собакиной башне так близко.
Но не будем занудствовать! Картина Васнецова прекрасно передает атмосферу эпохи. Кажется, мы уже там – в годину Смуты, больше четырех веков назад…
Куда пропали все эти нарядные палаты да хоромы? На этом месте со времен Петра и Анны – Арсенал.
Площадь Ивана Великого в Кремле. XVII век.
А это место вы наверняка узнали сразу: Иван Великий с Успенской звонницей трудно с чем-то перепутать. Левее колокольни и на заднем плане видим часть дворца – Средние палаты с Золотой лестницей (см. первую картину). Значит, мы смотрим на колокольню и дворец с северо-востока и находимся на Ивановской площади. Только высокопоставленные особы могли доехать на санях до этих мест. Прочие должны были входить в Кремль пешком.
Перед Иваном Великим – крошечные церкви св. Александра Невского и св. Черниговских чудотворцев. Они здесь простоят до 1680 года. Слева мы видим «старое» здание Приказов и нарядное крыльцо. Это только часть большой постройки в виде буквы «п», две «ножки» которой направлены на запад. Мы видим лишь северо-западный угол здания – там находилось «министерство иностранных дел» Русского царства: Посольский приказ.
На картине изображен период до 1675 года, когда эти палаты разберут и начнут строить новые, с иной конфигурацией. Однако «новые» Приказы тоже не дошли до наших дней…
Ссылка на продолжение экскурсии по средневековой Москве с картинами Васнецова (вокруг Кремля). И Воскресенский мост.
Все мои статьи, связанные с историей Москвы и России, можно найти в оглавлении журнала «Нетривиальная история».
Читайте также:
Страшные истории о московских боярах
Первая электростанция в Москве
«Белее, чем лилия…» Жизнь и смерть лермонтовской музы