Вчера мы рассмотрели понятие организационной структуры управления и ее вид - матричную структуру. Давайте продолжим данную тему и поговорим о следующем виде орг. структуры - дивизиональной структуре управления. Именно она лучше всего подходит для многопрофильных предприятий и многопроектных компаний. В этой статье мы объясняем почему, а также рассказываем, в чём особенности такой структуры.
Чтоб оставаться в курсе о новых статьях - подписывайтесь на канал!
Понятие дивизиональной структуры управления
Дивизиональной называется такая организационная структура, в рамках которой создаются автономные подразделения, или дивизионы. Их руководство самостоятельно планирует свою работу, решает текущие вопросы и отвечает за результаты своей деятельности и за получение прибыли. При этом все дивизионы подчинены общему руководству компании, хоть это и не умаляет их производственной самостоятельности, ответственности. Однако это уменьшает нагрузку на высший организационный уровень.
Стоит отметить, что дивизионная структура управления применяется относительно недавно. Предпосылки к её появлению возникли в начале ХХ века, когда рыночные отношения получили бурное развитие, а производственные процессы стали усложняться. В таких условиях большие предприятия начали наделять свои подразделения определёнными полномочиями по планированию и ведению работы. Благодаря этому сами руководители предприятий могли уделить больше времени продумыванию стратегии развития, инвестиционной политике и т. д.
Впервые дивизиональную организационную структуру управления использовала корпорация «General Motors» в 1920-хх гг. Спустя 30–40 лет модель стали перенимать на Западе, и примерно в 1980-е гг. она стала популярна среди большинства крупнейших компаний мира. Прежде всего, это объясняется тем, что такая структура является одной из самых лучших структур, базирующихся на иерархическом типе.
Принципы структуризации компании по дивизионам
Отделения обычно создаются по одному из критериев.
- Продуктовая линейка: в этом случае у компании будет дивизион под каждый вид товара или услуг.
- Ориентация на потребителя — это когда целевая аудитория сегментируется, и создаётся отделение по работе с каждой группой потенциальных клиентов.
- Региональный принцип: соответственно, в этом случае автономные единицы функционируют в разных регионах.
В качестве примера компании с дивизиональной структурой управления можно считать «Microsoft». У корпорации несколько подразделений, каждое из которых ориентировано на производство отдельного типа продукции или обслуживание определённой группы покупателей. Отдельно есть исследовательский дивизион, который отвечает за ведение разработок, призванных помочь в ведении деятельности всем остальным подразделениям.
При этом у каждого дивизиона есть руководство, которое принимает важные для него управленческие решения: поиск партнёров, использование бюджета и пр. В то же время глобальные вопросы решаются в штаб-квартире корпорации.
Особенности такой структуры
Анализируя эту модель, можно выделить её преимущества:
- существование отдельных подразделений позволяет компании фокусироваться на отдельном продукте, регионе или определённой группе покупателей и эффективнее отстраиваться от конкурентов, оказывать более качественные услуги;
- дивизионы могут оперативнее реагировать на изменения и адаптироваться к новым условиям;
- нагрузка на высшее руководство при дивизионной организационной структуре управления существенно снижается, так как все текущие решения принимаются руководством подразделений, расширять спектр товаров или услуг в таких условиях легче, как и создавать новые подразделения;
- при наличии дивизионов оперативное управление отделяется от стратегического, стратегическое планирование осуществляется в штаб-квартире компании;
- за счёт своеобразной децентрализации улучшается коммуникация бизнеса с потребителями, таким образом, в компании лучше видят проблемы рынка и могут своевременно на них отреагировать.
Но есть у структуры и недостатки. Прежде всего, это увеличение трат на функционирование, поскольку каждый дивизион следует укомплектовать нужными специалистами, в частности управленческим аппаратом. Кроме того, следует позаботиться о производственных мощностях, помещениях для разных отделений.
Другие проблемы:
- риск возникновения дефицита ресурсов и, как результат, конфликтов между подразделениями;
- слабые связи между дивизионами, так как каждый из них трудится над своими задачами, а общая деятельность курируется свыше;
- рост иерархичности (в первую очередь существует иерархия внутри самих дивизионов, к тому же отдельно подбираются кадры для координации их работы);
- из-за наличия руководства самих дивизионов контроль «сверху донизу» может быть затруднён.
Наконец, если сами подразделения небольшие, это может сказываться на профессиональном развитии сотрудников. А внутри самих дивизионов могут наблюдаться недостатки, свойственные компаниям с линейно-функциональными структурами управления, в частности большая нагрузка на руководителя.
Типы дивизиональных структур
В зависимости от принципа структуризации по дивизионам выделяют несколько типов структур.
- Дивизионально-продуктовая структура. Это тот случай, когда создаются дивизионы по производству и сбыту определённого типа продукции. В рамках таких дивизионов могут формироваться свои подразделения: производственное, маркетинговое и пр. Интересно, что, если компания диверсифицирована и представляет собой целый конгломерат компаний, которые производят продукты, отличающиеся технологией изготовления, каналами продвижения и т. д., могут формироваться отделения под каждый продукт.
Ниже на схеме изображена дивизиональная структура управления с дивизионами, структурированными по продуктовому признаку и работающими на международный рынок.
- Организационная, ориентированная на потребителя. Так, компания может быть ориентирована на разные целевые группы и обеспечивать товарами армию, например, другие компании, работающие в определённой сфере и т. д. Также хорошим примером учреждений, использующих такую модель, будут коммерческие банки. Они работают с частными лицами, фирмами, другими банками, международными организациями.
- Дивизионально-региональная структура. Компании, которые выбирают её, открывают филиалы в определённых регионах или даже странах. Это облегчает работу, поскольку, с одной стороны, минимизируются проблемы, вызванные незнанием законодательства, традиций той или иной области, с другой стороны — благодаря такой модели могут снижаться расходы на работу подразделения (поставки сырья, транспортировку готовой продукции).
Интересно, что иногда выделяют ещё и гибридную структуру: это когда создаются дивизионы для производства определённых продуктов на определённых территориях. Такой вариант часто используют американские транснациональные корпорации, чтобы минимизировать недостатки отдельных видов структур управления.
Использование дивизиональной структуры на практике
Учитывая особенности, которыми характеризуется дивизиональная структура управления, её применение целесообразно в случаях, когда:
- у компании широкий ассортимент товаров, который к тому же регулярно дополнительно расширяется;
- наблюдается диверсификация производства, то есть изготавливаются виды продукции, не связанные друг с другом;
- планируется интенсивное проникновение на мировой рынок.
Наконец, создавать отдельные подразделения есть смысл и тогда, когда нужно оптимизировать расходы на логистику.
Выводы
Как и каждая модель, дивизиональная структура имеет свои достоинства и недостатки. Поэтому, прежде чем использовать её, их необходимо тщательно изучить. Впоследствии это позволит убедиться, что такая система действительно поможет бизнесу извлечь из неё пользу для его развития.