В августе 1978 года мировая пресса смаковала сенсационную новость: Кристина Онассис, наследница знаменитого греческого судовладельца, ставшая после смерти отца одной из богатейших женщин планеты, вышла замуж за гражданина СССР Сергея Каузова и намерена жить в коммунистической Москве.
Финансовая принцесса
Отец Кристины, Аристотель Онассис, был баснословно богат.
Согласно завещанию одну половину его состояния унаследовала дочь, а другая досталась благотворительному фонду. Таким образом, в 25 лет Кристина Онассис стала второй в списке самых богатых женщин мира (после королевы Великобритании).
Американцы очень хотели, чтобы Кристина уступила им танкеры и в отместку за отказ начали ряд судебных процессов против ее судов. Поэтому новая владелица империи Онассисов главный упор в бизнесе сделала на сотрудничество с Советским Союзом.
Чиновник со стеклянным глазом
В 1976 году Кристина Онассис прилетела в Москву, чтобы заключить крупный контракт на перевозку зерна из Канады. Во время телефонного обсуждения будущей встречи она была очарована голосом советского служащего. Оказалось, что ее собеседником был сотрудник государственной организации «Совфрахт» Сергей Каузов. Мужчина не блистал красотой: небольшого роста, с ранней лысиной, вставными металлическими зубами и стеклянным глазом (результат травмы в детстве). При этом советский чиновник был женат и имел дочь.
Но в Каузове ощущалось редкое мужское обаяние. Он был очень образованным человеком, свободно говорил на нескольких языках, легко поддерживал беседу на любую тему. После заключения выгодного контракта Кристина попыталась вручить Сергею крупную сумму премиальных. Тот решительно отказался, предполагая провокацию со стороны КГБ ( в 1976 году даже за хранение валюты можно было получить большой срок). Незнакомая с советскими порядками женщина восприняла этот поступок как чрезвычайно благородный и по-настоящему влюбилась в Каузова. Уезжая, судовладелица подарила ему автомобиль «Волга» и свою фотографию с трогательной подписью. А советским партнерам дала понять, что отныне хотела бы вести дела только с Каузовым.
Миллиардерша в советском загсе
В Советском Союзе каждый контакт с иностранными гражданами фиксировался сотрудниками спецслужб. Чекисты поняли: из симпатии Кристины Онассис к советскому госслужащему можно извлечь выгоду на государственном уровне. Возник замысел операции «Олимпия», курировал её сам Антропов.
С Каузовым провели соответствующую беседу, и он согласился на сотрудничество с чекистами.
Чиновника отправили в Париж начальником тамошнего отделения «Сов-фрахта». Каузов приехал с женой и дочерью, но это отнюдь не помешало развитию бурного романа. Через непродолжительное время и Сергей, и Кристина расстались с бывшими семьями. При этом гречанка купила жене и дочери Каузова большую квартиру в Москве и выплатила солидную компенсацию.
Об успешном развитии операции «Олимпия» было доложено самому генсеку Брежневу. Леонид Ильич дал добро на свадьбу гражданина СССР с богатой иностранкой, но при условии: бракосочетание и проживание в Москве.
Жилищный вопрос
Сначала новобрачные поселились в небольшой двухкомнатной квартире вместе с матерью Сергея, которая работала на «Мосфильме» ассистентом режиссера. Но такой жизни Кристина вынести не смогла, забрала мужа и переехала в гостиницу. Об этом, конечно, тут же раструбила мировая пресса. Юрий Андропов распорядился решить жилищный вопрос молодоженов. Городские власти предложили им трехкомнатную квартиру в новом доме. Жилье показалось Кристине недостаточно просторным, и московские чиновники распорядились переселить хозяина смежной квартиры и объединить оба помещения.
Но избалованной гречанке жизнь в нищем социалистическом раю наскучила очень быстро. Через год она потребовала от мужа вместе уехать за границу.
Остался коммунистом
Советские кураторы дали согласие, но потребовали перевести 500 тысяч долларов в Советский фонд мира и такую же сумму на счета греческой компартии.
Несколько месяцев Сергей и Кристина жили, путешествуя по свету. Но сотрудники КГБ подгоняли, и Каузов сделал неверный шаг: предложил 28-летней Кристине составить завещание, согласно которому после ее смерти половина компании отошла бы Сергею, а главой фирмы становился их будущий совместный ребенок. (Кажется, мы переоценивали проницательность КГБ?) Женщина наконец-то осознала, что любовь советского чиновника основана исключительно на финансовом интересе. Она разорвала отношения с Каузовым и сделала искусственное прерывание беременности.
Странный брак продлился год и семь месяцев. При разводе Кристина подарила Сергею несколько танкеров и квартиру в престижном районе Лондона. Причем передача судов была оформлена очень хитро: они могли работать только на компанию « Olympic Maritime » и таким образом остались недосягаемыми для советского государства.
Каузов остался за границей, но регулярно переводил на родину… партийные членские взносы, в общей сложности 450 тысяч долларов. Делал он это по идейным соображениям или откупался, опасаясь мести за провал операции «Олимпия», осталось неизвестным.