То, что показывают в официальных хрониках о блокаде – это лишь малая часть правды. Как выжили люди в этих нечеловеческих условиях – загадка! В первую очередь – для немецкого командования, которое ещё в сентябре распечатало приглашения на новогодний праздник в центре побежденного Ленинграда. Фашисты были уверены, что город сдастся, а кто не сдастся, тот умрёт от голода и холода.
Но люди выжили!
КАК? Что им помогло на самом деле?
Психология блокадника
Если разбираться с точки зрения психологии блокадника – советского человека, то получается очень познавательная картина.
За годы работы с жителями блокадного Ленинграда я услышала столько историй, сколько не покажут ни в одном фильме, включая те моменты, о которых "неудобно говорить". И сегодня хочу рассказать о некоторых фактах, которые стали известны мне из первых рук – фактах, объясняющих чудо стойкости ленинградцев с точки зрения акмеологии.
В данном случае точкой Акме для ленинградцев было даже не просто выжить в нечеловеческих условиях, а дождаться ПОБЕДЫ,
1941 год
Только представьте: на улице мороз 40 градусов и держится он всю зиму. Климат морской, то есть влажный. Ветра между Финским заливом и Ладожским озером – дело обыденное. И эти -40 по факту воспринимаются ещё суровее, чем -40 где-нибудь в Сургуте, где нет ветров и влаги с моря.
- Дома не отапливаются.
- Горячей воды нет.
- Стёкла выбиты, рамы наспех заколочены фанерой.
- Свет отключен.
- Ежедневно немецкие самолёты бомбят город.
Какое чудо спасло истощённых людей? Что заставило их выжить?
Во-первых, вера
Не в Бога, а в то, что мы победим врагов. Вера в то, что справедливость восторжествует. Вера в то, что наше дело – правое. Вера в солдат и командование. Вера в Победу.
ОТСТУПЛЕНИЕ ОТ ТЕМЫ: Блокадники просто НЕ знали о том, что можно было бы избежать стягивания фашистского кольца вокруг города. Те фронтовики, которые обороняли Ленинград, рассказывали, что их снабжали продовольствием без перебоя. С тем же успехом без перебоя в осаждённый город ввозились листовки. А вот продукты ввозить почему-то не получалось.
Исторически СССР была нужна жертва, чтобы разозлить советских людей, и этой жертвой фактически сделали Ленинград – город имени первого вождя пролетариата. Ленинградская блокада по сути - оскорбление всему советскому народу. После 42-го года, когда были эвакуированы по «Дороге жизни» первые блокадники, они стали ходячим символом страданий советских граждан. Они рассказывали о тех ужасах, которые пережил город в самую страшную первую зиму блокады. От этих рассказов в жилах провинциалов стыла кровь. Получается, что блокадники сделали своё дело: они рассказали там, где ещё не слышали свиста бомб, о том, что может случиться, если «огромная страна» не «встанет», как призывается в песне. Стратегический ход удался – народ из самых дальних уголков страны бежал на фронт, чтобы защитить свои рубежи. Именно поэтому блокадников эвакуировали на Урал, в Сибирь и дальше.
Но это другая история, а мы вернёмся в осажденный город и его непобедимым жителям.
Во-вторых, цель
И целью этой была ЖИЗНЬ.
Они хотели выжить. Им было ради кого жить! Женщины шли на заводы, заменяя собой ушедших на фронт мужчин и выполняя адски сложные задачи, о которых в мирное время даже и помыслить не могли.
Нужно было поддерживать город в санитарном порядке, гасить «зажигалки» на крышах, чтобы избежать пожара и убирать трупы замёрзших с улиц. Всё это – после основной работы. Отважные ленинградки заменили своих мужей во всех профессиях. Например, как-то я общалась с бабушкой, которая в 1942 году стала первой женщиной-водопроводчиком.
Женщины не думали: «Это тяжело, я не смогу». Они шли на работу и делали всё, что требуется – им нужно было принести паек домой, чтобы накормить детей – иждивенцев, которые иначе бы просто умерли.
В 1941 году:
- рабочим давали по 250 гр. хлеба в сутки.
- детям и иждивенцам рабочих – по 125.
- за тяжелый труд в горячих цехах полагалось 375 гр. хлеба.
И никакой зарплаты!
Не работавшим вообще не давали карточки на хлеб!
Поэтому подростки тоже шли на заводы, чтобы получить паёк на себя –– 250 граммов вместо 125.
Бабушки сидели дома с маленькими внуками, пока матери и подростки работали. Эти милосердные бабушки отдавали свои пайки детям, и умирали первыми, спасая жизни малышей от голодной смерти.
Иными словами слабые женщины выполняли непосильные задачи из-за детей. Но и это ещё не всё. Многие ленинградки не уезжали из блокадного города, работая на заводах и в бригадах ПВО до 1945 года, потому что ждали мужей в войны.
«Как же я уеду и всё брошу? – разводили руками блокадницы, рассказывая о своём житье в осажденном городе. – А если муж вернётся? Куда же я уеду?»
Они ждали своих супругов и после войны. Многие так и не дождались. Но само чувство ожидания спасло их, заставляя вставать по утрам и идти пешком через полгорода на завод, чтобы принести ребёнку паёк. Оно превратилось в высшую цель, достичь которую нужно было любой ценой.
В-третьих, человечность
Да, были те, кто потерял человеческое лицо, промышляя воровством оставленных квартир и спекуляцией, когда за золото и меха давали буханку черствого хлеба или мешок манки. Были и те, кто стал людоедом: самые жестокие заманивали детей и съедали их, менее «смелые» вырезали мягкие места у трупов на улицах.
Об этом вам не расскажут в официальной хронике. Но об этом говорит полушёпотом каждый второй блокадник: они видели такие трупы…
Как ни пытались санитарные бригады быстро их убирать с глаз долой, но сделать это на 100 % не удавалось.
Видя такое, человек находился перед выбором: опуститься до уровня животного и начать поедать себе подобных или остаться «венцом творения природа» с высокими моральными принципами. Каждый мог представить себя на месте изъеденного трупа. И вряд ли кому-то хотелось таковым стать…
Сохраняя человеческое лицо, люди сохраняли свою честь.
Превозмогая боль, голод и холод, они шли на работу и выдавали такой результат, который в мирное время и не снился бригадирам. А ночами – дежурили на крышах скидывая в песок бомбы-зажигалки…
Как так получалось?
Как психолог, я часто задавала себе вопрос: как люди сумели выжить в нечеловеческих условиях? Как голодные, обессиленные, больные, невысыпающиеся они могли работать с отличными показателями за корочку невкусного хлеба? Какие «чакры» у них открылись? Какие вторые и третьи дыхания помогали им вставать и делать?
На мой взгляд, история блокадного города – это идеальная иллюстрация того, что человеческие возможности бескрайни и не ограничиваются физической оболочкой.
Считается, что в состоянии стресса часть людей активизирует «спящие» участки головного мозга, которые отвечают за инстинкт самосохранения.
Человек может:
- бежать быстрее,
- протиснуться в тонкую щель, куда в обычных условиях не пройдет его голова,
- прыгнуть с места выше своего роста…
(Кстати, я знаю парочку таких историй, рассказать?)
Точно также в критичных условиях блокады, мозг дал людям команду «ВЫЖИТЬ» и человек изнеможённый донельзя, словно зомби, встаёт, идёт и работает, забывая про голод и сон.
Физиологические ощущения притупляются – об этом говорят все блокадники. Голод становится перманентным, и ты просто перестаёшь на него обращать внимание. Для насыщения достаточно кипятка и крошек низкосортного «хлеба», размоченного в нем. Силы берутся не от еды.
Без всяких жиров, белков и углеводов, без сбалансированного питания, без витаминов и минералов наши предки умудрялись не просто жить, а РАБОТАТЬ на благо победы!
И силы в тщедушных телах брались словно из Космоса – иными словами, из глубин борющейся души.
Вы только вдумайтесь, на что способен наш мозг! Он поистине – великая сила, способная на чудеса.
Вечная слава и низкий поклон жителям блокадного Ленинграда. не потерявшим человеческое лицо и открывших в себе новые неисчерпаемые ресурсы силы!
P.s.
Отвратительные шутки про «хлеба не было, колбасу на масло клали» считаю проявлением глупости. Таких шутников да на сутки бы в условия блокадного города – разучились бы шутить до конца жизни…