Найти в Дзене
История войн и оружия

Тяжелый противотанковый штурмовик Ил-2 с 45-мм пушками НС-45

В 1943 г. выходит постановление ГКО на разработку 45-мм авиапушек. Предполагали, что повышение калибра пушек приведет к более эффективной борьбе штурмовика с танками.

Вероятно автором идеи такой пушки был руководитель ОКБ-15 Шпитальный, в августе он разрабатывает 45-мм патрон с гильзой от 37-мм авиапушки, в качестве снаряда установили фугасно-осколочный снаряд от морской пушки 21-К массой чуть больше килограмма. Длина осталась как у 37-мм снаряда.

Разрушающее воздействие 45-мм штатного фугасно-осколочного снаряда массой 1 065 гр было в два раза выше, чем у пушки НС-37. Предполагалось 45-мм снарядами гарантировано поражать немецкие танки.

Задания на разработку 45-мм авиапушки выдали ОКБ-15 и ОКБ-16 Нудельмана. Шпитальный разработал пушку Ш-45, она испытывалась на ЛаГГ-3 и Як-9Т, но до государственных испытаний не дошла и на Ил-2 не ставилась.

Нудельман и Суранов оперативно переработали свою НС-37 на 45-мм калибр. Прототип 111-П-45 появился менее чем через месяц после задания на разработку. Первоначально переработали ствол с патронником и приемник со звеньями ленты. Сохранили даже габариты орудия. Правда, выяснилось, что отдача пушки составляла 7 - 7,5 тонн, что было недопустимо для носителя. Срочно разработали эффективный дульный тормоз, который появился к весне 1944 г. Версия с дульным тормозом получила наименование НС-45М, но поскольку выпускалась только версия с ним, буква "М" опускалась.

Приказ наркома Шахурина № 507 об оснащении 45-мм пушками НС Ил-2 появился 20 августа 1943 г., когда пушку только создавали.

Согласно приказу Наркома авиапрома № 507 во исполнение Постановления Государственного Комитета Обороны Ильюшину дали задание к октябрю 1943 г. построить и сдать на испытания самолет Ил-2, который должен был быть вооружен двумя 45-мм пушками конструкции ОКБ-16 или НС-45, а НИИ ВВС Красной Армии до 20 ноября должны были провести государственные испытания противотанкового штурмовика.

НС-45
НС-45

Указание выполнили досрочно, орудия НС-45, еще без дульного тормоза вписались в гондолы предназначенные для НС-37.

10 сентября 1943 г. опытный Ил-2 АМ-38Ф (1 575 л. с.) с двумя НС-45 с боезапасом по 50 снарядов был предъявлен на государственные испытания в НИИ ВВС.

Максимальная скорость составляла у земли 386 км/ч, на высоте 402 км/ч. Практическая дальность 650 км. Скороподъемность 440 м/мин. Практический потолок 6 000 м. Помимо двух НС-45 были два 7,62-мм пулемета ШКАС по 750 патронов на пулемет, 100 кг нормальной бомбовой нагрузки и 200 кг в перегрузку.

Испытывался и дорабатывался Ил-2 с НС-45 до 8 февраля 1945 г. Пушка сильно вибрировала, а крыло колебалось, что делало невозможным прицельный огонь. Такая же проблема была у Ил-2 с 37-мм пушками.

Решили в серию машину не запускать. Нужно было снижать силу отдачи пушек с 7 тонн до 4. Дульный тормоз поглотил до 85 % энергии отдачи. Дульный тормоз поглощавший 40 % энергии отдачи поставили на пушку НС-37, правда такие орудия не ставили на "Илы".

К 1945 г. противотанковый штурмовик с НС-37 сняли с производства, в том числе из-за неточности боя, соответственно Ил-2 с еще более мощными пушками оказался не нужен.

Спасибо за прочтение.