30 июля 1943 года на белорусской станции Осиповичи прогремели 2 мощных взрыва. Пожар уничтожил эшелоны со снарядами, авиабомбами и танками. Также сгорели 12 вагонов с продовольствием, цистерны с бензином и автомобильным маслом.
Взрывы устроил Федор Крылович - руководитель партизанской диверсионной группы в Белоруссии. Это была наиболее успешная диверсия за всю Вторую Мировую войну, так как две заложенные магнитные мины привели к уничтожению 4 немецких эшелонов.
В первые дни войны партизаны не устраивали крупных диверсий. Они расклеивали листовки, поджигали немецкие склады и портили технику. Для более серьезных действий требовалось оружие и боеприпасы, а их партизанам катастрофически не хватало. На вооружении партизан преимущественно охотничьи ружья. Максимум, что им удавалось - это захватить вооружение уничтожив 3-4 оккупантов.
В художественных фильмах о войне, партизан часто показывают с немецкими автоматами в руках. Но в реальности, доля автоматического оружия среди партизанских трофеев была незначительной. - не более 5%. Дело в том, что части, которые отправлялись на борьбу с партизанами были чаще всего из второго эшелона СС и были не так хорошо вооружены, как фронтовые части. Поэтому пистолетов-пулеметов у них зачастую не было, а были в основном винтовки.
Регулярно снабжать подпольные отряды оружием начали лишь на второй год войны. Организацией этих поставок занимался центральный штаб партизанского движения. Но и этого не хватало. Число партизанов росло. Тогда народные мстители стали открывать подпольные мастерские по изготовлению и ремонту оружия.
Токарных станков в партизанских отрядах не было, поэтому работали подпольные мастера вручную. Использовали примитивные инструменты - напильники, ножовки и сверла. Для кустарного производства использовали даже овощи. Например, процесс воронения, защищающий метал от коррозии, осуществлялся с помощью лука.
Самой знаменитой партизанской оружейкой историки считают бригаду им. Котовского. В ней были 2 мастерских. Руководили ими конструкторы Яков Темяков и Янкель Менкин. Эти лесные оружейники делали копии заводских пистолетов-пулеметов ППШ и ППД. Эти пулеметы были просты в производстве, поэтому приспособиться к производству их в лесных условиях было не очень сложно.
Мастерские Темякова и Менкина выпустили для партизан более сотни пистолетов-пулеметов обоих типов. Но у ППШ и ППД были свои недостатки - большие габариты и деревянный нескладной приклад. Поэтому мастера из бригады Котовского изобрели более компактное оружие. Свою разработку они назвали ТМ-44. Это был уникальный автомат. Он был сделан на базе немецкого пулемета МП-40 и МП-38, но патроны использовались отечественные, калибром 7,62 мм.
Особую известность среди партизанских оружейников получил инженер Тенгиз Шавгулидзе. Он придумал как уничтожать железнодорожные поезда с помощью одноразовой железнодорожной стрелки. Закрепить ее на рельсах можно было в одиночку всего за пару минут. Система позволяла пускать под откос вражеские поезда без всякой взрывчатки.
Еще одним изобретением Шавгулидзе был самодельный гранатомет. Он изготавливался из винтовки Мосина и гильзы 45 мм., внутрь которой заряжалась самодельная граната. Выстрел производился при помощи холостого патрона, газы которого выталкивали гранату из гильзы.
А весной 1943 года Шавгулидзе наладил кустарное производство метательных бомб. Корпус он делал из подручных средств. В ход шли обрезки водопроводных труб. Инженер начинял их взрывчаткой, а в качестве запала использовал бикфордов шнур и капсуль-детонатор. К концу 1943, только в партизанских отрядах Минской области изготовили 7000 таких гранат. По разрушительной силе они порой превосходили штатные боеприпасы.