Ке́чуа (также кечва, кичуа, кичва) (кечуа Qhichwa simi, Qhichwa shimi — «язык горных долин», кечуа Runasimi, Runashimi — «человеческий язык») — язык южноамериканского индейского народа кечуа, принадлежит к группе кечуанских языков.
Кечуа часто объединяют с аймара (и иногда с уру) в языковую группу кечумара. Действительно, более трети словарного запаса в этих языках совпадает, есть некоторые совпадения и в грамматике, однако для реконструкции общего предка этих данных пока недостаточно. В дальнейшем кечуа и аймара сближают с языками мапуче (арауканскими) в андскую семью, а затем с аравакскими языками и языками тупи-гуарани в андо-экваториальную надсемью и включают в америндскую макросемью.
Кечуа язык ayamarka: кладбище
Ингуш.язык Iемар(эмар): кладбище
Кечуа язык Isk'un, isqon: 9
Ингуш.язык ийс: |число и цифра| - девять.
Чечен.язык девять(iss): исс
Калмыкский язык йисн: девять
Монгольский язык ес: девять
Кечуа язык phishka: пять
Ингуш.язык пхиъ: пять
Гуарани язык po: пять
Таитянский язык pae: пять
Кечуа язык wañuna "смерть"
Ингуш.язык ванн: мертв
Ингуш.язык веннар: мертвый
Чукотский язык вайн'ыгыргын: смерть
Чукотский язык вайн’ык: умирать
Кечуа язык alayrichiy: объяснять
Ингуш.язык аьлар: |от ала-сказать| - произнес, сказал, молвил.
Ингуш.язык гл. ф. от ала к аьнна - сказав
Ингуш.язык аьнна - сказав
Юкагирский язык анньэй: говорить
Финский язык ääntää: произносить
Финский язык ääni, äänensävy, äänitys, äänittää, ääntää, äänne: звук, тон, озвучить, голос, произносить
Кечуа язык sumaq: вкусный
Аймарский язык suma: вкусный
Ингуш.язык чамахь : со вкусом
Ингуш.язык чам: вкус
Кечуа язык q'an, qan: ты.
Ингуш.язык хьайн: себе (тебе, датив.пад.от "ты сам")
Ингуш.язык хьон: тебе (у тебя, датив.пад.от "ты")
Ингуш.язык хьо: ты
Маори язык koe: ты
Кечуа язык Yachachiy: Обучать
Ингуш.язык йоаха: сказать
Ингуш.язык хьеха: обучать
Тлингитский язык yayaḵaa: сказать
Ингуш.язык йоахар: сплетня, болтовня
Абхазский язык аҳәара́: произносить
Финский язык juoru: сплетня
Кечуа язык pi: кто?
Ингушский язык фий: |местоим| - что это, что такое?
ингушский язык фу: какой?, что?,как?
Агульский язык фи: что?
Табасаранский язык фу, фи: что?
История этого гордого народа с уникальной историей и уходящими в глубину веков традициями, началась задолго до возникновения цивилизации Инков: это древнейшее племя южноамериканских индейцев признано обладателем самой высокой культуры, легшей в основу культуры Инкской империи.
Аймарский язык - язык индейских племен, населявших в доинкские времена территорию современного Перу
Аймарский язык kuna: что?
Чеченский язык что?(hun): х1ун
Ингуш.язык хIай: что?
Маори язык hea: что?
Норвежский язык hva: что?
Аймарский язык jach'a "большой"
ингушский язык йIаьха: длинный
Абхазский язык ахәхәа "длинный"
Агульский язык ахIа: большой
Табасаранский язык аьхю "большой"
Аймарский язык lakhampu: небо
Ингуш.язык лакхам: высь, вверху
Араука́ны, Мапу́че (самоназвание — mapuche, букв. «люди земли») — индейский народ в Чили и Аргентине.
Говорят на изолированном арауканском языке;
Известен миф о спасении людей от потопа на горе, поднявшейся над водами, у чилийских арауканов — миф о былом господстве женщин, среди которых Луна, и победе мужчин.
Арауканский язык kura: камень
Ингуш.язык кхер: камень
Валлийский язык carreg: камень
Арауканский язык ge: глаз
Ингуш.язык го: видеть
Ингуш.язык гаи: увидеть
Годоберинский язык (дагестан) гьайи: глаз
Арауканский язык nürüfwe: дверь
Ингуш.язык ниI: дверь
Ингуш.язык наIара: дверной
Ингуш.язык наIар-аш: двери
Ненецкий язык нё "дверь"/ чечен.яз дверь(nеj): не1
Арауканский язык pülü: муха
Чечен.язык полла: бабочка
Гавайский язык pulelehua: бабочка
Аймарский язык pilpintu: бабочка
Кечуа язык pillpintu: бабочка
Арауканский язык kochü: сладкий
Ингуш.язык къахьо: горько
Ингуш.язык къахь: горький |ая, ое|.
Юкатеский язык k’aah: горький
Ингуш.язык къахьал: горечь
язык индейцев Майя kahal ‛быть горьким
Ингуш.язык къахьо: кофе
Абазин.язык къахӀауа: кофе
Персид.язык: قهوه (qahve): кофе
Ингуш.язык к1ом: острый, горький
Тайский язык ขม (kŏm): горький
Юкате́кский язы́к — один из майяских языков, распространённый на полуострове Юкатан,
Арауканский язык che: человек
Ингуш.язык че/чайво/чарчий: медведь/медведи
Аварский язык чи: человек
Адыгейский язык шы: брат
Рутульский язык шу: брат
Ингуш.язык чайво: медведя
Циганский язык чаво: сын
Варайский язык tawo: человек
Болгарский язык човек: человек
Македонский язык човек: человек
Сербский язык човек: человек
Словацкий язык človek: человек
Белорусский язык чалавек: человек
Ингуш.язык шуч/шич: дв.брат
Навахо язык shash: медведь
Реликт слова «медведь» усматривается в терминах: шича – двоюродный брат, маьхча - троюродный брат, инг. мохча - троюродный брат по матери
Вероятно, первоначально все члены общего рода, как в совокупности, так и в отдельности, обозначались одним термином - медведь. Впоследствии, когда общий род стал распадаться на женскую и мужскую линию, для различения членов рода женского и мужского пола к прежнему общему названию рода стали присоединяться классные детерминаты; см. чеч. ва-ша - брат (ва - экспонент класса мужчин), йи-ша (бацб. йашо) - сестра (йййа - экспонент класса женщин); см. также аварск. вацва- показатель класса мужчин - брат, йацйа - показатель класса женщин – сестра. Название медведя-тотема, именем которого назывался общекавказский род.
Арауканский язык chajwa: рыба
Аймарский язык challwa: рыба
Лакский язык чавахъ: рыба
Ингуш.язык чкъаьр: рыба
Чечен.язык чӏар [чӏеран, чӏерана, чӏеро, чӏере, б; мн. чӏерий, д] рыба; чӏара лаца поймать рыбу; чӏеро муьрг етта рыба клюет
Коми-пермяц.язык чери: рыба
В дальнейшем кечуа и аймара сближают с языками мапуче (арауканскими) в андскую семью, а затем с аравакскими языками и языками тупи-гуарани в андо-экваториальную надсемью и включают в америндскую макросемью.
Тупи-намба язык aíb: плохо
Ингуш.язык айп: дефект, порок, изъян,недостаток
Ингуш.язык айпе: порочный
Чувашский язык айап "грех, изъян"
Тупи́ (исторически также известны под названием тупинамба — фактически, названием одного из племён, входивших в эту общность) — одна из крупнейших этнических групп в составе индейцев Бразилии.
Тупинамба язык ani: не
Гуарани язык ani: не
Ингуш.язык Iанне: нет, не
Корейский язык 아니다, 안, 아니[anida, an, ani]: нет
Гуарани ka’aguy: лес
Гуарани язык kokue: поле
Юкатекский язык k’áax: лес
Ингуш.язык къух (къовхаш) (д, д) – лесная поляна
Ингуш.язык кхаш: поле
Гуарани язык ka'a: трава
Ингуш.язык ка (-наш): колос/ья
Хауса (Африка) kunne: колос
Гуарани язык kyhyje (a): пугать
Ингушский язык къахка: испугаться
Финский язык kauhu "ужас"
Гуарани язык tuja: старый
Ингушский язык тиша: старый
Горномарийский язык тошты: старый
Тупинамба язык îuká: убить/ ингуш.язык югья: убив(её)
Гуарани язык u: кушать
Ингуш.язык юъ: ешь
Ингуш.язык еа: гл. ф 1 утв. юъ, еаьй |еай|, юагья |юаргья| кушать, есть,съедать класса Е
Ингуш.язык йиэ: |глаг. ф. от яа - есть, кушать| - съев
Коми-пермяцкий язык ю: пей
ингуш.язык еъ: ешь
Айнский язык e: кушать
Мэнский язык ee: кушать
Ингуш.язык йиэ: глаг. ф. от яа - есть, кушать| - съев
Сесото язык (Африка) ja: кушать
Йоруба язык jẹ: кушать
Йо́руба — группа родственных негроидных народов, населяющих западную Африку: государства Нигерия, Того, Бенин, Гана).
Ингуш.язык еар: еда
Игбо язык eri: кушать
И́гбо (или и́бо, самоназвание — «лесные жители») — народ в юго-восточной Нигерии
кушать класса В
Ингушский язык вуъ, виав, виаьв - производное от виав, вуаргьва, ваанзар, вианзар| - есть, кушать |в классе «в»|.: ваа
Ингуш.язык веъ: сьешь
Язык индейцев Майя ве: кушать,еда
Ингуш.язык вуъ: ем
Догонский язык wo ‘ешь
Ингуш.язык класс Б
Ингуш.язык баа: биа, буъ, биаб, биаьб - производное от биаб, буаргь- ба, баанзар, бианзар| - есть, кушать |в классе «б»|
Ингуш.язык баа: съесть
Ингуш.язык биа: ев
Ингуш.язык буъ: ешь
Коми-пермяцкий язык бу: пей
Ирландский язык bia: еда
Мэнский язык bee: еда
Ингуш.язык биаб: поел
Северносаамский язык biebmu: еда
Гуарани язык vai: плохо
Ингуш.язык во(ву): плохо
Гуарани язык канибалов tova: лицо
Ингуш.язык това: прилично
Гуарани язык tupi'a: яйцо
ингуш.язык тайп: род,вид,сорт,племя
Гуарани язык -'a: падать
Ингуш.язык а: оставаться
Ингуш.язык Iо: вниз
Гуарани язык juky: соль
Ингуш.язык йокъ: зола
Гаурани язык ama: дождь
Ингуш.яз. Iим (-аш) (й, й) – ливень, селевой поток
Шумерский язык im: дождь
Японский язык あめ[ame]: дождь
Хантыйский язык йӫм: дождь
Гуарани язык kuatia: бумага
Ингушский язык каьхат "бумага"
Анатолийский язык kaxite "бумага"
Каннада(индия) язык kagadа "бумага"
эпоху отступления ледников – в IX-VIII тыс. до н.э. – происходит расселение древних кавказцев (далеких предков ингушей) на огромной территории Европы, Азии и Америки. К археологическим культурам древних кавказцев на территории Евразии исследователи относят культуры, в которых присутствует керамика с псевдотекстильной поверхностью и фигурно-штамповым орнаментом. Эти миграции привели к распаду единого языка, получившего в науке название синокавказский, на северокавказский, енисейский, синотибетский, на-дене языки.
Уже к VI тыс. до н.э. на территории гор и равнин современной Ингушетии возникают постоянные поселения людей, занимавшихся ранним земледелием и скотоводством.
В эпоху энеолита происходит переселение древних кавказцев несколькими потоками на юг и юго-восток: на Иранское нагорье и в Месопотамию. Здесь складываются схожие культуры: халафская, хассунская и самарская, на смену которым приходит единая убейдская культура. На этой территории получают распространение злаковые культуры и животноводство. Носителями этих культур выступают народы су (субир, субареи, субарейцы), хурриты, хатты, касситы (каспии), лулубеи (лулахи, лулу), кутии, алародии, признанные в науке выходцами с Кавказа.
ПЛЕМЕНА ТУПИНАМБА ГУАРАНИ
Отправляясь в поход, тупинамба обязательно брали с собой веревки - вязать пленных. Напав на вражеское селение, воины старались захватить прежде всего взрослых мужчин, а не детей или женщин. Согласно представлениям тупинамба, пленный, после того как его связали, переставал быть чужаком и становился членом общины победителей, хотя и занимал в ней весьма своеобразное место.
Вступая в селение, пленник обещал его жителям различные части собственного тела. Встречавшие его играли на флейтах, сделанных из человеческих костей. Бежать он почти никогда не пытался, ибо в родном селении на него посмотрели бы как на труса, который страшится исполнить свой долг. Нередко пленников оказывалось слишком много. В таких случаях приходилось дожидаться очереди быть принесенным в жертву по нескольку лет.