49,7K подписчиков

Учить - только портить

7,9K прочитали
У ребенка аутизм, и он не интересуется миром людей. Не ходит на горшок, не ест ложкой, не говорит...

Имитация или подражание - двигатель детского развития. Начинающий ходить ребенок не читает методичку о том, как сделать первый шаг. В то же время он делает этот первый шаг, как говорится, в здравом уме и твердой памяти. Это происходит не бессознательно. Дети, которые волей случая воспитывались не людьми, делали первый шаг на четырех конечностях, как их лохматые воспитатели. А дети, воспитываемые людьми - шагают на двух. Почему не на четырех? Потому что подражание. Все вокруг меня делают так. 

Лепечет шестимесячный младенец - маммама... Это - не слово мама. Ребенок пока не понимает, что маммама - это вы. Он просто экспериментирует с возможностями своего тела. Руки уже могут хватать, ноги можно засунуть в рот, а язык смешно болтается во рту и издает звуки маммама. Мама! Мама! Радуется вот это вот существо, без которого я никуда. Маммама - повторю за ней ещё раз. Папа! -сказало это существо. Забавный звук, попробую так же. Она сомкнула губы - Паппа! Получилось!!!

Вот это существо, которое, в свои 12 месяцев я уже знаю - зовут мама - много раз в день берет в руки некий предмет, который называется ложкой, и при помощи ложки доставляет пищу в рот. У меня неплохо получается и руками - но все вокруг меня пользуются ложкой. Значит я тоже буду пробовать. 

Можно долго объяснять ребенку, как ездить на велосипеде, и ребенок будет вас понимать. Но без показа и последующей имитации ребенка вряд ли одно объяснение даст результат. А вот даже молчаливый показ - будет эффективен. 

Мама мечтала в детстве играть на музыкальном инструменте, но не сложилось. Нереализованные детские мечты - страшное дело. Мой сын будет музыкантом! Покупается фортепиано, нанимается репетитор. Исповедуется принцип "После трёх уже поздно". До трех никто не берется, но с трёх - уже можно. Педагог приходит к вам домой и учит - до, ре. Мама садится рядом на стульчик и умиленно подпирает голову рукой. Ребенок почему-то орет, убегает и садится рядом. Почему? Потому что имитация. Гораздо более эффективным будет, если мама наймет репетитора СЕБЕ. Убив двух зайцев - и свой гештальт закрыв, и детский интерес пробудив. Вася, не мешай, я сейчас занимаюсь. Мне так нравится!!! Потом разрешу потрогать фортепиано. И ребенок, замерев от счастья, выучит сам - до, ре. Потому что имитация. 

У ребенка аутизм, и он не интересуется миром людей. Не ходит на горшок, не ест ложкой, не говорит. Почему? Потому что люди не важны, нет имитации. 

Имитация как двигатель развития начинает сдавать свои позиции примерно после 5-6 лет ребенка. На первый план начинают выходить другие способы обучения. Подражание остаётся, на нем основан такой метод обучения, как показ. Но начинают появляться и другие. До пяти же лет - имитация царит. 

Вроде все понятно и логично. Тогда почему же мы усаживаем трехлеток за парту, и вместо того, чтобы красиво и вдохновенно рисовать рядом, вместо того, чтобы взять с собой в Третьяковку и продемонстрировать свой искренний интерес - мы бездельно садимся рядом и говорим - бери карандаш. Рисуй палочку. Ещё палочку. Это заборчик. Что развиваем? Разве что устойчивое понимание того, что учиться - это безумно скучно. Но раз взрослый сказал, значит нужно...