Найти тему

Стольники, кравчие (крайчие), конюшие, чашники 1874

Оглавление

3) Чиновники, занимавшие исключительно придворныя должности при архиерее и не принимавшие участия ни в епархиальном управлении, ни в управлении архиерейскими землями и крестьянами.

a) Стольники. В числе других архиерейских чиновников встречаются еще стольники, кравчие, конюшие, чашники. Стольники получили свое название от стола государева, за которым они служили. Их обязанность при царском дворе состояла в том, чтобы принимать кушанья от служителей и ставить их па стол, а потом принимать со стола. Стольники присутствовали по назначению при всех обедах государя

-----------

1) А. Ю. № 330.

2) А. И. IV, № 213. V, № 135. А. Ю. № 115—X, XI, Ак. Мельникова № LIV, LVII, LVIII, LXV. А. до Ю. б. 1, № 55—XXX, Ист. рос. иер. ч. V, стр. 103. Горчакова, прил. 89, № 6.

3) А. до Ю. б. II, № 215. А. Ю. № 369.

185

Государь и Великий князь всея Руси[1]	 28 марта 1462 — 27 октября 1505
Государь и Великий князь всея Руси[1] 28 марта 1462 — 27 октября 1505

как частных, так и особенно церемониальных. Возница или по просту кучер государя всегда был из стольников, они же стояли на ухабах, когда ехал государь. Красивые и молодые стольники избирались в рынды, которые в великолепных, по большей части белых атласных одеждах, опушенных дорогими мехами, присутствовали в качестве почетной стражи при посольских аудиенциях. Стольники всегда сопровождали государя на войну в качестве его оруженосцев. Они были нередко судьями в приказах, посылались воеводами в неважные города и почти всегда участвовали в посольствах Архиерейские стольники встречаются очень рано. В новгородской летописи под 1228 годом упоминается стольник владычный и стольник софийский 2); в чем состояли обязанности стольника при новгородском владыке и чем различались между собою стольники владычный и софийский, решительно неизвестно. В 1397 году м. Киприан посылал в Новгород своего стольника Климентия звать владыку Иоанна в Москву: «и владыка митрополича боярина отпусти на Москву» 3). Когда Псковичи предложили себя в посредники в распре в. князя Иоанна III с новгородцами, то вече новгородское послало в Псков для переговоров владычняго стольника Родиона 4). В описании чина поставления м. Иоасафа 1539 года сказано: «митрополит сел за столом, да послал к великому князю с разносками стольника своего, боярина своего сына Богданова» 5). Приведенныя свидетельства об архиерейских стольниках, единственныя впрочем, какия мы имеем за митрополичий период, показывают, что стольники появились очень рано, еще в первой половине XIII века и вероятно даже ранее; стольникам всегда усвоилось и даже в XVI веке звание боярина, или точнее они избирались всегда из боярских родов. Они, как и царские стольники, присутствовали при архиерейском столе и иногда исполняли по повелению архиерея те или другия частныя поручения, так например стольник м. Киприана в качестве почетнаго посла от митрополита отправлялся в Новгород звать владыку Иоанна в Москву. При

-----------

1) Др. вивл. ч. XX.

2) П. С. Р. Л. III, стр. 44.

3) П. С. Р. Л. III, стр. 98.

4) Костомарова «северно русския народоправства», т. 1. стр. 167, 185.

5) А. Э. I стр. 161.

186

патриархах, когда пышность двора еще более увеличилась, стольников несомненно было очень много, хотя сведений о них сохранилось за это время и очень мало. В чине поставления п. Питирима говорится, когда новопоставленный патриарх обедал по обычаю у царя, то «перед патриарха есть носили его патриарши стольники» 1). В дворцовых записках упоминаются патриаршие стольники, которые участвовали в военных походах, распределялись в полки различных воевод, и имели своих голов 2). В книге «о старинных степенях чинов в России» между прочим говорится: «патриархи также наизнатнейших родов людей в стольников жаловали, так как в 138 году, июня 24 числа, пожалован был в стольники к Филарету Никитичу князь Никита Ивановичь Лобанов. Из стольников же патриарших не одинаково производились: одни прямо жаловались в стольники к государю, как сие видно по пожалованию патриарших стольников, в стольники государевы, в 138 году Декабря 25 числа, князя Нефела Ивановича Щербатова; другие же были жалованы в стряпчие государевы, яко в 142 году из патриарших стольников пожалован был в стряпчие князь Михайло Васильевич Вяземский. В 1634 году князь Елецкой из патриарших стольников был пожалован в Московские дворяне 3). Вот все сведения, какия только мы имеем об архиерейских стольниках за патриаршее время, и из которых мы можем узнать об обязанностях стольников, о их положении в ряду других архиерейских чиновников, а также и об отношениях их к государственным чинам в патриарший период. Нужно заметить, что скудость известий об архиерейских стольниках объясняется главным образом тем, что они были исключительно придворными чиновниками, несли исключительно службу только при дворе архиерея и решительно не принимали никакого участия в епархиальном архиерейском управлении, а потому их положение и не было особенно заметным и видным в ряду других архиерейских чиновников, которые так или иначе принимали участие в архиерейском управлении епархиею или землями кафедры. Это замечание вполне приложимо и к другим чинам архиерейскаго двора: кравчим и конюшим, встречающимся в числе архиерейских чиновников.

-------------

1) Двор. разряды IV, стр. 459.

2) Ч. I, стр. 51, 57.

3) Древн. вивл. ч. XX, стр. 143.

187

Патриарх Московский и всея Руси 24 августа (3 сентября) 1690 — 2 октября (13 октября) 1700
Патриарх Московский и всея Руси 24 августа (3 сентября) 1690 — 2 октября (13 октября) 1700

b) Кравчий или Крайчий. Кравчий или крайчий государев наблюдал за всем, что касалось стола, во время церемониальных обедов стоял против государя, чтобы разрезывать и подавать кушанья, которыя приносил стольник. У архиереев кравчие исполняли те же обязанности, т. е. прислуживали при столе архиерея. На царском церемониальном обеде новопоставленному патриарху Адриану, царь соизволил патриарху подавать кубки по чину; святейший же патриарх, приняв, отдавал кубки крайчему своему Андрею Владыкину, крайчий же ставил на стол 1). Иногда впрочем на кравчих возлагалось и исполнение каких либо частных поручений, не имевших никакого отношения к их прямым обязанностям. Так в посыльной грамоте новгородскаго архиепископа Александра повелевается его кравчему Шестневу отвести деревни в поместье софийскому боярскому сыну Томилу Тяполкову 2). В 1600 году по указу патриарха Иова его кравчий, игумен Левонтьевичь Белой, вместе с городовым прикащиком ездил по делу о спорной земле «на спорное место на пустошь на Розгоняй к земленому отходу и к суду ездили» 3).

c) Конюший. Конюший, в качестве начальника княжеских конюшен, встречается еще очень рано и назывался в древности тивуном конюшным, старейшиной конюхов, а в последствии конюшим 4). Конюший, как особый чин при княжеском дворе, появился в первый раз, по свидетельству древней вивлиофики, в 1496 году при Иоанне III, и первым конюшим был назначен Андрей Федорович Челядник; на эту должность князья всегда назначали бояр 5). При архиереях конюший в первый раз встречается в половине XV века при митрополите Ионе и называется боярином 6). В последствии мы не встречаем конюших, как особых чинов-

-------------

1) Др. вивл. ч. VIII, стр. 356.

2) А. И. I. № 196.

3) А. до Ю. б. I, № 80—I.

4) Чт. общ. ист. ст. Затыркевича: «о влиянии борьбы между народами и сословиями на образование русскаго государства». 1873 года. кн. I, стр. 58.

5) Ч. XX, стр. 177.

6) А. И. I, № 50.

188

ников при архиерейском дворе, их должность, как надсмотрщиков за архиерейскими конюшнями, исправляла обыкновенная архиерейская прислуга.

d) Чашники. Кроме упомянутых чинов мы встречаем еще при архиерейском дворе чашников, которые в древнейшее время были из бояр 1).

-----------

1) П. С. Р. Л. IV, стр. 128.

[СВЕТСКИЕ АРХИЕРЕЙСКИЕ ЧИНОВНИКИ В ДРЕВНЕЙ РУСИ. Н. КАПТЕРЕВА. МОСКВА. Тип. «Современ. Извест.», Знаменка, Ваганьк. пер., д. Игнатьевой. 1874.]

См. Светские архиерейские чиновники в древней Руси : бояре , дьяки , наместники , десятильники , тиуны, праветчики, доводчики, приставы (недельщики) , дворецкие, волостели, прикащики, стряпчие , стольники, кравчие (крайчие), конюшие, чашники ; Патриаршие приказы : судный , духовный , казенный , дворцовый 1874

Подписаться на канал Новости из царской России

Оглавление статей канала "Новости из царской России"

YouTube "Новости из царской России"

Обсудить в групповом чате

News from ancient Russia

Персональная история русскоязычного мира