3) Чиновники, занимавшие исключительно придворныя должности при архиерее и не принимавшие участия ни в епархиальном управлении, ни в управлении архиерейскими землями и крестьянами.
a) Стольники. В числе других архиерейских чиновников встречаются еще стольники, кравчие, конюшие, чашники. Стольники получили свое название от стола государева, за которым они служили. Их обязанность при царском дворе состояла в том, чтобы принимать кушанья от служителей и ставить их па стол, а потом принимать со стола. Стольники присутствовали по назначению при всех обедах государя
-----------
1) А. Ю. № 330.
2) А. И. IV, № 213. V, № 135. А. Ю. № 115—X, XI, Ак. Мельникова № LIV, LVII, LVIII, LXV. А. до Ю. б. 1, № 55—XXX, Ист. рос. иер. ч. V, стр. 103. Горчакова, прил. 89, № 6.
3) А. до Ю. б. II, № 215. А. Ю. № 369.
185
как частных, так и особенно церемониальных. Возница или по просту кучер государя всегда был из стольников, они же стояли на ухабах, когда ехал государь. Красивые и молодые стольники избирались в рынды, которые в великолепных, по большей части белых атласных одеждах, опушенных дорогими мехами, присутствовали в качестве почетной стражи при посольских аудиенциях. Стольники всегда сопровождали государя на войну в качестве его оруженосцев. Они были нередко судьями в приказах, посылались воеводами в неважные города и почти всегда участвовали в посольствах Архиерейские стольники встречаются очень рано. В новгородской летописи под 1228 годом упоминается стольник владычный и стольник софийский 2); в чем состояли обязанности стольника при новгородском владыке и чем различались между собою стольники владычный и софийский, решительно неизвестно. В 1397 году м. Киприан посылал в Новгород своего стольника Климентия звать владыку Иоанна в Москву: «и владыка митрополича боярина отпусти на Москву» 3). Когда Псковичи предложили себя в посредники в распре в. князя Иоанна III с новгородцами, то вече новгородское послало в Псков для переговоров владычняго стольника Родиона 4). В описании чина поставления м. Иоасафа 1539 года сказано: «митрополит сел за столом, да послал к великому князю с разносками стольника своего, боярина своего сына Богданова» 5). Приведенныя свидетельства об архиерейских стольниках, единственныя впрочем, какия мы имеем за митрополичий период, показывают, что стольники появились очень рано, еще в первой половине XIII века и вероятно даже ранее; стольникам всегда усвоилось и даже в XVI веке звание боярина, или точнее они избирались всегда из боярских родов. Они, как и царские стольники, присутствовали при архиерейском столе и иногда исполняли по повелению архиерея те или другия частныя поручения, так например стольник м. Киприана в качестве почетнаго посла от митрополита отправлялся в Новгород звать владыку Иоанна в Москву. При
-----------
1) Др. вивл. ч. XX.
2) П. С. Р. Л. III, стр. 44.
3) П. С. Р. Л. III, стр. 98.
4) Костомарова «северно русския народоправства», т. 1. стр. 167, 185.
5) А. Э. I стр. 161.
186
патриархах, когда пышность двора еще более увеличилась, стольников несомненно было очень много, хотя сведений о них сохранилось за это время и очень мало. В чине поставления п. Питирима говорится, когда новопоставленный патриарх обедал по обычаю у царя, то «перед патриарха есть носили его патриарши стольники» 1). В дворцовых записках упоминаются патриаршие стольники, которые участвовали в военных походах, распределялись в полки различных воевод, и имели своих голов 2). В книге «о старинных степенях чинов в России» между прочим говорится: «патриархи также наизнатнейших родов людей в стольников жаловали, так как в 138 году, июня 24 числа, пожалован был в стольники к Филарету Никитичу князь Никита Ивановичь Лобанов. Из стольников же патриарших не одинаково производились: одни прямо жаловались в стольники к государю, как сие видно по пожалованию патриарших стольников, в стольники государевы, в 138 году Декабря 25 числа, князя Нефела Ивановича Щербатова; другие же были жалованы в стряпчие государевы, яко в 142 году из патриарших стольников пожалован был в стряпчие князь Михайло Васильевич Вяземский. В 1634 году князь Елецкой из патриарших стольников был пожалован в Московские дворяне 3). Вот все сведения, какия только мы имеем об архиерейских стольниках за патриаршее время, и из которых мы можем узнать об обязанностях стольников, о их положении в ряду других архиерейских чиновников, а также и об отношениях их к государственным чинам в патриарший период. Нужно заметить, что скудость известий об архиерейских стольниках объясняется главным образом тем, что они были исключительно придворными чиновниками, несли исключительно службу только при дворе архиерея и решительно не принимали никакого участия в епархиальном архиерейском управлении, а потому их положение и не было особенно заметным и видным в ряду других архиерейских чиновников, которые так или иначе принимали участие в архиерейском управлении епархиею или землями кафедры. Это замечание вполне приложимо и к другим чинам архиерейскаго двора: кравчим и конюшим, встречающимся в числе архиерейских чиновников.
-------------
1) Двор. разряды IV, стр. 459.
2) Ч. I, стр. 51, 57.
3) Древн. вивл. ч. XX, стр. 143.
187
b) Кравчий или Крайчий. Кравчий или крайчий государев наблюдал за всем, что касалось стола, во время церемониальных обедов стоял против государя, чтобы разрезывать и подавать кушанья, которыя приносил стольник. У архиереев кравчие исполняли те же обязанности, т. е. прислуживали при столе архиерея. На царском церемониальном обеде новопоставленному патриарху Адриану, царь соизволил патриарху подавать кубки по чину; святейший же патриарх, приняв, отдавал кубки крайчему своему Андрею Владыкину, крайчий же ставил на стол 1). Иногда впрочем на кравчих возлагалось и исполнение каких либо частных поручений, не имевших никакого отношения к их прямым обязанностям. Так в посыльной грамоте новгородскаго архиепископа Александра повелевается его кравчему Шестневу отвести деревни в поместье софийскому боярскому сыну Томилу Тяполкову 2). В 1600 году по указу патриарха Иова его кравчий, игумен Левонтьевичь Белой, вместе с городовым прикащиком ездил по делу о спорной земле «на спорное место на пустошь на Розгоняй к земленому отходу и к суду ездили» 3).
c) Конюший. Конюший, в качестве начальника княжеских конюшен, встречается еще очень рано и назывался в древности тивуном конюшным, старейшиной конюхов, а в последствии конюшим 4). Конюший, как особый чин при княжеском дворе, появился в первый раз, по свидетельству древней вивлиофики, в 1496 году при Иоанне III, и первым конюшим был назначен Андрей Федорович Челядник; на эту должность князья всегда назначали бояр 5). При архиереях конюший в первый раз встречается в половине XV века при митрополите Ионе и называется боярином 6). В последствии мы не встречаем конюших, как особых чинов-
-------------
1) Др. вивл. ч. VIII, стр. 356.
2) А. И. I. № 196.
3) А. до Ю. б. I, № 80—I.
4) Чт. общ. ист. ст. Затыркевича: «о влиянии борьбы между народами и сословиями на образование русскаго государства». 1873 года. кн. I, стр. 58.
5) Ч. XX, стр. 177.
6) А. И. I, № 50.
188
ников при архиерейском дворе, их должность, как надсмотрщиков за архиерейскими конюшнями, исправляла обыкновенная архиерейская прислуга.
d) Чашники. Кроме упомянутых чинов мы встречаем еще при архиерейском дворе чашников, которые в древнейшее время были из бояр 1).
-----------
1) П. С. Р. Л. IV, стр. 128.
[СВЕТСКИЕ АРХИЕРЕЙСКИЕ ЧИНОВНИКИ В ДРЕВНЕЙ РУСИ. Н. КАПТЕРЕВА. МОСКВА. Тип. «Современ. Извест.», Знаменка, Ваганьк. пер., д. Игнатьевой. 1874.]
См. Светские архиерейские чиновники в древней Руси : бояре , дьяки , наместники , десятильники , тиуны, праветчики, доводчики, приставы (недельщики) , дворецкие, волостели, прикащики, стряпчие , стольники, кравчие (крайчие), конюшие, чашники ; Патриаршие приказы : судный , духовный , казенный , дворцовый 1874
Подписаться на канал Новости из царской России
Оглавление статей канала "Новости из царской России"
YouTube "Новости из царской России"