Слово «газгольдер» хорошо знакомо любителям рэп-культуры и ассоциируется, скорее, с одноименным музыкальным лейблом Басты, чем с историей Петербурга. Изначально газгольдерами (от англ. gas holder) называли здания непривычной круглой формы, которые являлись хранилищем для топлива. Одно из таких можно увидеть на набережной Обводного канала – в его стенах расположен Планетарий №1. О том, как появились газгольдеры в городе и что случилось с ними сегодня, читайте в нашем материале.
Все началось с масла
Как и многие новшества, уличное освещение в России появилось при Петре I. В 1723 году в новой столице империи установили 595 масляных фонарей, но, к сожалению, толка от них было мало. Свет был настолько тусклым, что фонари были лишь маяками, обозначавшими направление улицы.
Сегодня трудно поверить в то, что когда-то было немало противников уличного освещения. Даже в просветленной Германии было популярно мнение, что искусственный свет ночью помогает преступникам, способствует упадку нравов, да и вообще является вмешательством в распорядок дня, созданный богом.
Слабый свет был не единственной проблемой. Фурманщики – так называли солдат, в чьи обязанности входило зажигать фонари, – часто недоливали конопляное масло, добавляя его себе в кашу. Позже, в 1760-е, масло пытались заменить на хлебный спирт, но в этом случае топлива до фонарей доходило еще меньше. На смену несовершенным материалам пришел газ, который точно нельзя было употреблять в пищу.
Фонарщиками называли тех, кто носил фонари во время религиозных процессий, поэтому для зажигателей фонарей было придумано новое слово – фурманщики. Они получили свое название из-за фур, на которых вывозили мусор, а зажигать фонари было дополнительной обязанностью солдат.
Расцвет газгольдеров
Главный газовый завод Петербурга был расположен на Обводном канале как раз недалеко от сегодняшнего Планетария №1. Он был построен «Обществом освещения газом Санкт-Петербурга», старейшей российской газовой компанией. Здесь путем сухой перегонки каменного угля, торфа или дров при температуре 1000° С производили газ.
Полученный газ хранился в газгольдерах, устроенных по принципу кессона – инженерной конструкции для образования пустой камеры под водой. Если взять пустую банку или ящик и равномерно опускать его под воду, то внутри образуется полость, куда жидкость не попадает. Если газгольдер наполнить газом, то уровень воды внизу опустится, и наоборот.
Газ привозили в баллонах к зданию и через рукав и специальный клапан в стене пускали его по трубам во внутренние резервуары. Система была ненадежная, и большое количество газа улетучивалось, из-за чего рядом с домами всегда стоял специфический запах.
Вторая жизнь
На смену газу в конце 19 века пришло электричество, которое быстро вытеснило опасное и затратное топливо прошлого столетия. В газгольдерах больше не было нужды, и они начали пустеть. Сегодня исторические здания стараются интерпретировать по-новому: в Москве газгольдер сделали культурным центром, в Вене внутри устроили студенческие общежития, муниципальный архив, кинотеатр и жилой комплекс на 800 квартир.
В Петербурге помимо газгольдера на Обводном канале, который стал планетарием, есть еще один уникальный объект. Газгольдер на Заозерной улице был построен в 1881 году, когда популярность газа почти сошла на нет. В советский период здесь размещался цех по производству густотертой краски и белил, и к 21 веку здание пришло в запустение.
Компания RBI решила дать вторую жизнь газгольдеру. Утраченные фрагменты кладки заменили на аналогичные исторические кирпичи конца 19 века, а нехватку известняковой облицовки цокольной части восполнили с использованием точно такого же известняка, добытого в том же карьере, что и 135 лет назад.
Было:
Стало:
Воссоздав исторические дверные и оконные проемы, заменив ветхую кровлю, компания RBI приспособила газгольдер под паркинг, рассчитанный на 89 машиномест, сохранив общественную функцию здания и его исторический вид.