Энди Уорхол и Рой Лихтенштейн в Штатах, Эдуардо Паолоции в Италии, Ричард Гамильтон в Англии - так выглядела бы географическая карта распространения поп-арта на мир современного искусства.
сегодня про генератора идей британского поп-арта.
творческая биография Гамильтона словно пособие по оммажированию, грамотному исследованию, ресерчу, экспериментам, реактивной рефлексии. его работы хаотичны и изменчивы в исполнении, также как и новый мир, с его быстротой, недолговечностью и потребительством. осознавая и принимая несовершенство своего времени, Гамильтон подмечает и визуализирует его пороки, холодно облачая их в форму горькой и колкой иронии.
Ричарда Гамильтона можно с уверенностью отнести к категории художника-исследователя, профессора, научного сотрудника, препарирующего искусство в почти лабораторных условиях.
закономерно, что именно он в 1957 году дал определение поп-культуре как
" "популярное"( предназначенное для массовой культуры ), преходящее, недолговечное, одноразовое, легко забывающееся, дешевое, молодое ( адресованное молодежи ), шуточное, сексуальное, затейливое, бизнес-ориентированное направление современного искусства."
Ричард Гамильтон родился 24 февраля 1922 года в Лондоне. его профессиональная биография - один из немногих карьерных кейсов, в котором предназначение было избрано с самого детства. в раннем возрасте он понял, что ничем, кроме искусства, заниматься не хочет. с 12 лет посещал классы живописи, с 1938 по 1940 год получает образование в Королевской академии, подрабатывает дизайнером технических приспособлений и инструментов. в 1940 году Гамильтон поступает в Лондонскую академию искусств, но заведение закрывается а период войны.
на период военных действий гамильтон попадает на службу, но из-за юного возраста не допускается до военных действий. армейские годы проводит, читая "Улисса" Джеймса Джойса, для которой в последствии сделает серию иллюстраций.
в 1946 году Лондонская академия открывается, все ранее зачисленные абитуриенты, включая Гамильтона, заново включаются в образовательный процесс.
в 1946 году Гамильтона исключают из академии за "непригодностть обучения в школе рисования", но за год да этого в 1945 художник успевает подать свою первую работу на конкурс иллюстрация детской книжки.
плоскостные иллюстрации, выполненные гуашью, не приносят гамильтону победу в конкурсе, но закладывают сюрреалистическую, и в то же время лапидарную стилистику его фигуративности.
1949 годом датируется первая зрелая работа гамильтона "Reaper works", выполненная под влиянием прочитанной художником книги о механизации повседневной жизни.
полуабстрактные, механоморфные рисунки напоминают чертежи несуществующей сельскохозяйственной техники, назначение и функционал которой сводится к приятному созерцанию сбалансированных линий и пятен.
помимо интереса к повседневным механизмам нового времени Гамильтон в 1948 году изучает записки Марселя Дюшана к "Большому стеклу". в них были собраны комментарии Дюшана к произведениям, стилизованные под научные тексты Леонардо да Винчи, сопровождающиеся странными чертежами фантасмагорических изобретений.
личность Дюшана станет одной из главных авторитетных фигур, труды которых Гамильтон будет неоднократно цитировать в своих работах.
в 1951 году Гамильтон организует свою первую выставку под влиянием книги "growth and form", рассказывающей об эволюции и изменениях органических и неорганических форм. художник располагает свой проект в лондонском музее современного искусства, где не демонстрирует посетителям ни одного конкретного произведения. пространство выставки представляет собой масштабированный каталог, попадая в который, зритель может наблюдать различные виды, макеты живой и неживой материи.
growth and form 1951
выставка c одноименным названием "Growth and form" была создана с целью демонстрации баланса, гармонии и красоты природных форм. рисунки и объекты, которые создал Гамильтон, вдохновлены фотографиями клеточных структур, сделанных с помощью микроскопа. это придает выставке характер научной, тотальной инсталляции, для организации которой художнику не потребовались произведения других художников.
Гамильтон не просто располагает свои объекты в привычном белом кубе, он создает дизайн и архитектуру выставочного пространства таким образом, чтобы они тоже работали на смысл экспозиции и становились неотъемлемой ее частью. его кураторский опыт в этом проекте положит начало его исследовательской деятельности в области организации и проектировании выставочных пространств.
в 1953 году художник проектирует выставку Джеймса Джойса, для которого коллекционирует и собирает фотографии человеческих голов в различных проявлениях этого сюжета.
Гамильтон создает подобие кунсткамеры, наполненной репродукциями произведений Джованни Бернини,Питера Брейгеля, Пауля Клее, этнических обрядовых масок.
вдохновленный идеями технической модернизации и всеобщей механизации художник работает над абстрактными графическими произведениями, создавая минималистичные композиции в духе сюрреализма Миро.
тем не менее, при кажущейся хаотичности, абстракции Гамильтона всегда содержат себе элемент какой-то несовершившейся конструкции. как будто художник помещает на лист только редкие, избранные им точки пространства и пытается найти в нем какие-то закономерности.
Гамильтон решает вечную дилемму футуризма и кубизма, а именно : как можно создать живопись с постоянно меняющейся перспективой наблюдения ? абстракция Гамильтона пытается ответить на этот вопрос, передать ощущение движения, формируя изображение с нескольких точек зрения и меняющейся перспективой.
эту же задачу художник решает, когда возвращается к фигуративной живописи. Гамильтон создает собственную версию ню-сюжета, используя несколько позиций художника-наблюдателя.
он наслаивает и смешивает проекции видимого и совмещает их в одной работе, как бы наслаивая время и передавая движение внутри этого времени, отдавая дань эстетике Дюшана.
интерес к движению и влиянию его на пространство, в котором обитает человек, приводит Гамильтона не только к его исследованиями абстракции, но и к огромному выставочному проекту.
"Мan, machine and motion" - модульная выставка ( название которой звучит как название гаражной рок-группы ) представляет собрание документальных фотографии, развешенных по выставочному пространству и иллюстрирующих научно-технический прогресс через взаимоотношения человека и машины, в широком смысле этого слова.
на представленных фотографиях изображены различные виды и способы движения в пространстве ( движение по земле, в воздухе, под водой, за пределы Земли, в космосе ).
man machine and motion 1955
Гамильтон расширяет исследование явления движения и масштабирует его до мифологии и истории научно-технического прогресса. в новом образе человека и его взаимодействии с машинами он находит новые проявления героизма и как следствие новые вариации на тему героики.
с помощью собранных фото он демонстрирует постоянство героической роли человека в противоположность изменчивости всего "машинного", утверждает роль человека как покорителя нового мира и вместе с тем задается вопросом : "что такое человек в постоянно меняющейся новой реальности, в которой он вынужден взаимодействовать с машинами?"
"Рarallel of life and art" 1955 года представляет собой еще одну исследовательскую работу художника, показывающей его увлечение современными технологиями и массовыми изображениями.
1 из 2
parallel of life and art 1955
художник вновь использует изображения органических и биологических структур, противопоставляя их культурным явлениям. этот проект Гамильтон выполнял в сотрудничестве с фотографом Найджелом Хендерсоном, именно он познакомил художника с текстами Марселя Дюшана.
в 1956 году Гамильтон в составе художников "Независимой группы" участвует как соавтор в лондонской выставке "This is tomorrow"( которая во многом ознаменовала приход британской поп-музыки ), предметом исследования которой была массовая культура, в том числе заимствованная из голливудских фильмов 60-х.
TiT была абсолютно новаторским проектом, выставка состояла из 12-ти зон, каждая из которых была разработана отдельным сотрудничеством художников, архитекторов, дизайнеров, музыкантов, инженеров и критиков.
выставочное пространством в прямом смысле было пропитано массовой культурой, пол был застелен поролоном, источавшим аромат клубничной жвачки. был сооружен коридор с оптическими иллюзиями, развешены множественные копии *роторельефов Маселя Дюшана ( впервые появившиеся в его фильме "Anemic Cinema" 1925 ). всюду мелькали образы Мэрлин Монро, на импровизированной сцене был размещен микрофон, в который зрители могли озвучивать свои мысли по поводу выставки и поп-арта вообще.
*роторельефы - закрепленные на катушках проигрывателя картонные круги с нанесенными на них узорами, которые при движении создавали иллюзию трехмерных объектов.
позже гамильтон описал выставку, как
"культурный космический корабль, который летит неизвестно куда"
талисманом выставки был робот Робби, которого привнес Гамильтон из популярного тогда американского блокбастера "Запретная планета". научно-фантастический фильм интерпретировал Шекспировкую "Бурю", перемещаясь из массовой понятной культуры в наполненную отсылками, неочевидными смыслами элитарную.
на афише выставки и в её каталоге представлена самая известная работа Гамильтона "Just what is it that makes todays homes so different so appealing ?" используя изображения, вырезанные из популярных журналов, художник создает коллаж из всех составляющих массовой культуры и новой действительности : новые карикатурные Адам и Ева выглядят как полуобнаженный бодибилдер и девушка с рекламы тостера ( о тостерах будет дальше ), соблазнительно позирующая с абажуром на голове, гостиная заполнена товарами и символами послевоенной американской мечты, на конце столика стоит банка консервированной ветчины ( привет, Уорхол ), на стене в рамке обложка журнала "Молодой романс", а главный герой вместо фигового листа на причинном месте провокативно держит леденец с надписью "Поп", являющийся центром всей композиции.
используя коллажную технику итальянского пионера поп-арта Паолоцци, появившуюся благодаря дадаистам, Гамильтон создает цельный образ гостиной будущего, где из телевизора, магнитофона, журналов и комиксов транслируется новая общественная культура, новая этика, новые стандарты благоприятной жизни. задача художника в этом новом, громком, изобилующем мире вычленять важную информацию, осваивать её и говорить, желательно аффирмативно и утвердительно.
в завершение первой части материала о Ричарде Гамильтоне, хочется задать немой вопрос Уиллу Гомперцу, сумевшего написать пару страниц о человеке, чья, не побоюсь этого слова, всеобъемлющая деятельность, ставит его на один уровень с гениями итальянского возрождения : как вам удалось это?
я не справилась еще ровно на две объемных части, включающие ретроспективу Дюшана, напечатанное "Благовещение", живопись с фото ( всё, как завещал Герхард Рихтер ), "Свингующий Лондон" и многое другое