Бихевиоризм—
Основные черты бихевиоризма:
Типы научения:
- Классическое — научение на основе формирования условных рефлексов. Как в экспериментах русского физиолога Павлова на собаках;
- Оперантное — с помощью подкрепления;
- Социальное научение (или подражание) — научение в результате наблюдения за другими людьми;
Классическое научение
Поведение — это система реакций человека на определенные воздействия из внешней среды. Джон Уотсон считал, что нет ни одного действия человека за которым бы не стояла какая-то внешняя причина или стимул.
С точки зрения классического научения, человек научается вести себя так или иначе посредством множества условных рефлексов и основную роль играет в этом ранний детский опыт.
Оперантное научение
Основная идея - наше поведение, все то что мы делаем или не делаем заключается не из-за стимулов, а из-за последствий.
Оперантные условные реакции возникают тогда, когда какое-то действие человека подкрепляется, и тогда происходит научение. Если какие-то наши действия поощряются, то вероятность этих действий в будущем увеличивается.
Социальное научение
Дети и взрослые обучаются наблюдая за своим собственным поведением, за поведением других людей, а также за последствием этого поведения.
В результате усваиваются те модели поведения, которые приводят к хорошему результату.
Например, если родители демонстрируют щедрость и у них складываются замечательные отношения с людьми, то и ребёнок затем с удовольствием делится игрушками с другими детьми.