Давайте разберемся вместе. ПОЕХАЛИ!
IPO - простыми словами это тот момент, когда акции торгуются на фондовом рынке в открытую и их может приобрести каждый.
Что же в свою очередь происходит с IPO? Как компания попадает на биржу и что для этого требуется?
- В сделках поглощения стартап приобретает какая-то иная компания за акции, деньги или комбинацию этих двух средств.
- Процесс подготовки к IPO является весьма длительным и затратным. Его можно поделить на несколько этапов:
Предварительный:
Предварительный этап является наиболее сложным, а так же продолжительным. Он может длиться от нескольких месяцев до нескольких лет. За это время компания оценивает свой бизнес, структуру активов и корпоративное управление. Очень часто компания привлекает нового финансового директора или CEO (управляющего компанией), который в теории имеет успешный опыт вывода компании на IPO. Так же компания делает предположение какое количество акций и по какой цене выпускать. Иннами словами определяет будущую капитализацию. По сути данный этап является наиболее важным, так как именно здесь совет директоров, взвесив все за и против, в конечном итоге решает выходить ли компании на IPO или же нет.
Причин против может быть предостаточно. Начав с непонятной бизнес структурой заканчивая чрезмерной конкуренцией на рынке или вовсе недостатком средств. Все же, если компания окончательно решает выйти на биржу именно через IPO, то в таком случаи она подписывает договор с андеррайтером и этим самым начинается следующий, подготовительный этап.
Подготовительный:
По сути всем подготовительным этапом занимается андеррайтер-как правило это инвестиционный банк, с которым заключается договор компания. Данная информация весьма важна, так как если андеррайтер является именитый и с хорошей репутацией то и вероятность успешного размещения будет значительно выше. К примеру именитых андеррайтеров можно отнести такие банки как: JP Morgan, Morgan Stanley, Bank of America Merill Lynch, Goldman Sachs, Citi, Credit Suisse....
Андеррайтер оценивает компанию и с учетом рыночных условий определяет параметры предстоящего IPO: сколько всего акций будет выпущено и по какой начальной цене, а также когда лучше всего выпустить бумаги на биржу. Кроме того, выбирается фондовая биржа, где будут размещены акции, и брокеры. Затем андеррайтер готовит инвестиционный меморандум для регулирующего органа той страны, в которой пройдет IPO. В России работу на фондовых биржах контролирует Банк России, в США — комиссия по ценным бумагам и биржам (SEC). В данном документе содержится подробная информация о компании: данные о руководстве и акционерах, финансовая отчетность, дивидендная политика. Компания также должна объяснить, для чего она решила привлечь средства. Если предоставленная в меморандуме информация удовлетворяет всем требованиям регулирующего органа, то назначается дата IPO. И наконец, запускается рекламная кампания — чтобы повысить интерес инвесторов к размещаемым бумагам.
Представители компании встречаются с потенциальными инвесторами и брокерами во время поездки по крупным мировым финансовым центрам, таким как Лондон, Нью-Йорк, Гонконг или Токио. В таком «дорожном шоу», или Road Show, менеджмент раскрывает инвесторам показатели компании и данные по размещению акций. Road Show обычно длится две-три недели.
Основной этап:
Во время Road Show происходит сбор предварительных заявок на акции эмитента. Крупные инвесторы получают право покупки акций до их официального размещения. По собранным заявкам андеррайтер получает информацию о том, сколько акций инвесторы готовы купить и по какой цене.
Завершающий этап:
Данный этап считается финальным. На нем происходит тот самый долгожданный листинг, а именно начало обращения ценных бумаг на бирже.
Часто задаваемым вопросом инвесторов является: "Стоит ли покупать акций в их же первый день размещения?"
Если компания еще до ее выхода на биржу весьма популярна, то в первые дни бумага будет весьма волотильна. Все это происходит на высоких ожиданиях, а так же так называемом хайпе. Именно по этому мы не являемся сторонниками приобретения ценных бумаг в первые дни торгов на бирже. Советуем вам подождать. Посмотреть как акция себе ведет в различные дни, ее реакцию на негативные, а так же позитивные новости, ну и несомненно на ее квартальную отчетность. Это вам поможет избежать поспешных не продуманных решений, а так же возможно убережет от потерь.
Как альтернативу приобретения акции в первый же день торгов на бирже, если вы уверены, что публичное размещение той или иной компании действительно будет успешным, то советуем вам подать заявку на ipo Данную опцию предлагает большое количество брокеров не только в России, но и за рубежом. Но при этом нужно понимать, что в последние время ipo пользуется высокой популярностью, именно из-за высокого спроса очень часто бывает так, что аллокация является весьма маленькой.
Простым языком аллокация- это процент инвестированной суммы на которую вы получите определённое количество акций. В последние время средняя аллокация среди брокеров по России составляет менее 15%. Это означает, что если вы решите инвестировать в IPO какой-нибудь компании, к примеру 1000$, то вы получите акций на сумму 150$. Это еще не плохой вариант. Очень часто бывает так, что спрос является невероятно большим, так что может произойти то, что и вовсе при заявке в 1000$ вы не получите ни одной акции. При этом обязательно нужно отметить что остаток всегда возвращается на счет.
Что же в таком случаи делать? Как проинвестировать в какую-нибудь частную компанию не имея крупной суммы в десятки тысяч долларов?
(https://unitedtraders.com/ -брокер предоставляющий такую возможность, очень удобный интерфейс и относительно маленькие комиссии)
Так же хочу отметить, что публичное размещение компании не всегда проходит у андеррайтеров и IPO. Иногда компания решается на direct listing. В данном случаи компания не платит комиссию андеррайтерам(3-7% за акцию), но и при этом не выпускает новое количество акций, а продает уже существующие.
Кто же продает акции?
Те же самые фонды, сотрудники компании, первоначальные инвесторы, и так далее. В теории подобные размещения менее успешны, так как вокруг них нет столь много хайпа, а так же крупных инвесторов которых привлекают те же самые андеррайтеры. Но это только в теории.
Наиболее популярными размещениями через direct listing можно назвать компании SPOT, PLTR, Slack, и так далее.
Нужно отметить, что и в случаи direct listinga компания обязана составлять инвестиционный меморандум.
Существует так же еще один способ публичного размещения компании который в последние время набрал огромную популярность. Речь идет о SPACах. Данный вид размещения мы рассмотрим в следующей статье.