Что такое методическая деятельность? Кто такой методист? Какую роль в образовании играют методисты? На все эти вопросы я искала ответы, когда мне предложили эту должность в одной из школ, около 10 лет назад. В поисках ответа передо мной были две реальные модели методической деятельности и много теоретических.
В первой реальной модели методической деятельности (в системе высшего образования) многое зависело от человека, который ей занимался: от человека, который продвигал только свой проект, или, еще хуже, человека, который существовал на бумаге и никто из преподавателей и обучающихся не видел ни его ни его деятельности до специалиста, который занимался своей научно-исследовательской деятельностью, привлекал к ней опытных преподавателей, молодых специалистов, обучающихся, организовывал участие в конференциях и олимпиадах всех уровней, занимался продвижением новых программ, искал сотрудничество с научными организациями и т.д.
Во второй реальной модели (в системе общего образования) на специалиста были возложены обязанности по курированию аттестации, повышения квалификации педагогов, их участия в конкурсах профессионального мастерства. А также курирование участия обучающихся в олимпиадах и конференциях.
В теории же методисты выполняли следующую систему задач (представлен неполный перечень):
- анализируют имеющиеся или разрабатывают инновационные технологии обучения;
- анализируют возникающие трудности при реализации инновационных программ;
- оценивают эффективность образовательной программы и моделируют новый подход к образованию при необходимости;
- проводят экспертную оценку всех разработок образовательного учреждения;
- разрабатывает нормативные акты, стандарты и бланки документов. Изучает законодательство в сфере образования и консультирует педагогов по вопросам образовательной деятельности и многое другое.
Из своего опыта, для себя я сделала следующие выводы:
- содержание методической деятельности зависит от особенностей образовательного учреждения и запросов его руководства;
- направление методической деятельности зависит от самого специалиста, его образования, опыта, желания.
На мой субъективно профессиональный взгляд эти две составляющие и определяют насколько методическая служба будет полезной и интересной для образовательного учреждения и образования в целом.
Делитесь и Вы, уважаемые читатели, что для Вас и Вашего учреждения значат методист и методическая деятельность? А если Вы сами являетесь методистом, в чем суть Вашей деятельности?
P.S. Об особенностях своей работы расскажу в одной из следующих статьях.