Вчера мы рассмотрели, зачем нужен финансовый план в бизнес-плане, каким бывает финансовый план и какие существуют подходы к составлению проектов финансового плана в бизнес-плане. Сегодня же разберем структуру финансового плана.
Подписывайтесь на канал и будьте всегда в курсе о выходе новых статей!
В финансовом плане в бизнес-плане ряд разделов.
1. Расчётные нормативы
Описывает цены на товары, в том числе с учётом налогов, горизонт планирования (на какой срок составляется бизнес-план), текущий уровень инфляции и показатели нескольких прошлых лет (это влияет на стоимость сырья). Также важно детально описать выбранную систему налогообложения с размером налоговых платежей и сроками выплат.
2. Расчёт показателей эффективности
К ним относятся:
- прибыль — доля выручки за вычетом всех расходов;
- рентабельность — состояние компании, при котором выручка покрывает расходы на производство и продажу;
- точка безубыточности — показатель объёма продаж, при котором расходы компенсируются доходами, по сути, отражает условия, при которых бизнес сможет выйти в «ноль»;
- запас финансовой прочности — показатель, определяющий разницу между фактическим объёмом производства и продаж и объёмом в точке безубыточности, на практике показывает, насколько можно уменьшить объём продаж и не понести убытки;
- срок окупаемости — это период, за который доходы покроют расходы на инвестиции;
- ставка дисконтирования, или норма дохода;
- дисконтированный срок окупаемости — это период возврата денег с учётом ставки дисконта;
- внутренняя норма доходности — размер ставки дисконта, при котором инвестор сможет вернуть свои вложения;
- срок возврата заёмных средств;
- коэффициент покрытия долга, показывает, может ли компания оплачивать расходы по кредитам из прибыли.
3. Общепроизводственные расходы
В этом разделе перечисляются постоянные и сезонные траты, которые нужны для реализации проекта: затраты на обслуживание помещений, на покупку и обслуживание оборудования, на сырьё, заработную плату, рекламу и т. д.
4. Смета затрат и подсчёт себестоимости продукта
Раздел отражает расходы, которые нужны для реализации проекта. Здесь важно описать всё максимально подробно, чтобы показать, что вложения окупятся.
Себестоимость подсчитывается с учётом накладных расходов, данных по зарплатам.
5. Отчёт об основных финансовых потоках
Показывает все денежные потоки компании и демонстрирует её финансовую обеспеченность — наличие денежных средств на покрытие расходов в любой период времени.
6. Отчёт о прибыли и убытках
В этом разделе финансового плана в бизнес-плане должны упоминаться: выручка, себестоимость продукции, расходы на управление, ведение деятельности и др., показатели за указанный период с учётом дефицита и профицита. Также важно указать, почему те случаются.
7. Финансовый баланс
Следует сделать прогноз баланса на месяцы, кварталы, первый и третий год.
8. Анализ показателей
По ним судят о рентабельности, платёжеспособности, окупаемости проекта.
9. Прогнозирование объёма продаж
Раздел демонстрирует знание рынка — спрос и тенденции его изменения, ёмкость по тому или иному виду продукта, сегментирование, изучение работы конкурентов и т. д.
10. Анализ движения наличности
На первый год составляется на каждый месяц, а затем — на каждый квартал. По показателям этого раздела можно судить о том, будут ли деньги у компании на оплату счетов. Дело в том, что многие молодые предприятия, даже будучи прибыльными, испытывают нехватку наличности.
11. Анализ рисков
В данном случае риском считается потеря денег. Задача владельца компании — минимизировать эти риски. Для этого он может создать денежные резервы, застраховать имущество, привлечь инвесторов.
К тому же следует понимать, что есть:
- коммерческие риски — связаны с трудностями при производстве и реализации продукции (так, на неё может снизиться спрос, может ухудшиться её качество из-за нарушения правил транспортировки и хранения, могут увеличиться издержки из-за пошлин, штрафов и т. д.);
- финансовые — сводятся к появлению трудностей из-за принятых финансовых решений (это могут быть: недополучение прибыли, дополнительные траты);
- производственные — риск, что компания понесёт лишние расходы из-за проблем на производстве (имеются в виду сбои в работе оборудования, нарушение технологии и др.).
12. Индексы доходности
Раздел показывает, окупятся ли вложения. Анализируя показатель, говорят об эффективности проекта или нейтральности и решают, стоит ли выделять финансирование.
13. Годовая балансовая ведомость
Это баланс активов и пассивов. Его изучают в банке при выдаче кредита. Так, если кредитные средства пойдут на приобретение актива и предприятие обанкротится, банк сможет вернуть вложенное за счёт пассива (например, оборудования).
14. Описания способов финансирования
В этом разделе описывают, за счёт каких средств будет финансироваться проект. Имеется в виду акционерный капитал, лизинговое финансирование, долговое (в этом случае нужно указать сумму займа, источники, процентную ставку, график внесения платежей).