Продолжаем постигать секреты систем менеджмента качества.
Актуальный перечень ранее опубликованных статей со ссылками можно посмотреть/скачать.
Установления целей в области качества требует пункт 6.2.1 ГОСТ Р ИСО 9001-2015:
«Организация должна установить цели в области качества для соответствующих функций, уровней, а также процессов, необходимых для системы менеджмента качества».
Обращаю внимание, что цели должны быть установлены как минимум для двух категорий объектов: самой организации и процессов СМК организации.
Сегодня рассматриваем цели в области качества для организации, цели для процессов, подразделений, должностных лиц (то есть функций и уровней) – в ближайших статьях.
Начнем, как всегда, с терминов, ибо неправильное понимание терминов влечет за собой еще более неправильное понимание деятельности.
Какими должны быть цели? Если припомнить анекдот, то – хорошими. А если пролистнуть ГОСТ, то:
Цели в области качества должны:
● быть согласованными с политикой в области качества;
● быть измеримыми;
● учитывать применимые требования;
● быть связанными с обеспечением соответствия продукции и услуг и повышением удовлетворенности потребителей;
● подлежать мониторингу;
● быть доведенными до работников;
● актуализироваться по мере необходимости.
Само собой, организация должна разрабатывать, актуализировать и применять документированную информацию о целях в области качества.
Для адаптации требований ГОСТ Р ИСО 9001 в отношении целей в области качества к особенностям Вашей организации целесообразна разработка стандарта организации. Этот стандарт возможно исполнить единым: со стандартом по управлению политикой в области качества (статья о политике – здесь).
Целями реализации процедуры управления целями в области качества могут являться:
● планирование результатов в области обеспечения соответствия продукции и повышения удовлетворенности потребителей;
● назначение способов и временных рамок достижения запланированных результатов;
● обеспечение контроля и принятия необходимых действий для достижения запланированных результатов в установленные сроки.
Как правило, указанная процедура реализуется в несколько этапов:
● установление целей в области качества;
● планирование достижения установленных целей в области качества;
● доведение до персонала установленных целей в области качества и плана их достижения;
● осуществление деятельности по достижению целей;
● мониторинг и анализ степени достижения целей в области качества;
● установление новых целей в области качества.
Алгоритм реализации процедуры управления целями в области качества может выглядеть следующим образом (показан фрагмент):
Цели организации в области качества устанавливаются на основании принятой ранее политики в области качества. Целесообразно устанавливать их ежегодно – проще (а значит – эффективнее) мониторить и анализировать.
Ответственный за организацию работ, как правило, директор по качеству, он же – представитель руководства по СМК.
При подготовке проекта целей в области качества, кроме принятой политики в области качества, необходимо рассмотреть:
- результаты достижения целей в области качества за предыдущий период;
- актуальные результаты определения состава заинтересованных сторон и их требований и ожиданий (статья про это - здесь).
Кроме того, нужно определить:
- перечень продукции, с обеспечением соответствия которой должны быть связаны устанавливаемые цели, потребители этой продукции;
- применимые требования к характеристикам указанной продукции, соответствие характеристик продукции на момент установления целей, степень влияния подразделений и должностных лиц организаций на характеристики продукции;
- ресурсы, необходимые для достижения устанавливаемых целей.
Не следует при формировании целей подменять их задачами по обеспечению деятельности организации.
Проект целей в области качества (форму необходимо где-то установить):
● должен быть изложен понятным и доступным языком, без излишних специальных терминов;
● не должен содержать сведений ограниченного распространения (касается организаций, производящих оборонную продукцию).
Проект целей рекомендуется для рассмотрения как можно более широкому кругу лиц, но, на практике целесообразно ограничиться Советом по качеству (комиссия по качеству и т.д.). Результаты рассмотрения необходимо оформить документально (протокол, решение). Оптимально рассматривать цели совместно с мероприятиями по их достижению. Этих мероприятий требует п. 6.2.2 ГОСТ Р ИСО 9001:
«При планировании действий по достижению целей в области качества организация должна определить:
● что должно быть сделано;
● какие потребуются ресурсы;
● кто будет нести ответственность;
●когда эти действия будут завершены;
● каким образом будут оцениваться результаты.»
Именно это и должно присутствовать в плане мероприятий по достижению целей в области качества.
Вряд ли имеет смысл городить отдельный план по достижению целей, в любой организации количество планов, как правило зашкаливает. Целесообразно включить мероприятия по достижению целей в области качества, например, в план улучшения (совершенствования) действующей СМК (убиваем этим «обязательного зайца» по улучшению). Перечень должностных лиц, рассматривающих план, рекомендуется таким же, как и для целей.
Факт установления организацией целей в области качества на текущий год, как правило, доводится до персонала приказом генерального директора.
В общем случае в проект приказа целесообразно включить следующее:
- дата установления целей в области качества;
- сроки разработки (на основе установленных для организации целей в области качества) целей в области качества для процессов и подразделений с указанием ответственных за организацию разработки и сроков представления на согласование директору по качеству и (или) утверждение генеральному директору (при необходимости);
- порядок и сроки доведения целей в области качества до персонала;
- сроки разработки мероприятий по достижению целей в области качества для процессов и подразделений;
- порядок контроля реализации установленных целей.
Копии целей в области качества желательно выдавать руководителям подразделений и должностным лицам под подпись в журнале выдачи с одновременной сдачей копии старых целей: иначе целый год (бывает и больше) где-то будут висеть неактуальные цели, что не есть хорошо.
Доведение установленных целей в области качества рекомендуется производить:
● до персонала подразделений – руководителями подразделений под подпись в журнале;
● до должностных лиц организации (не входящих в состав подразделений) – секретарем при ознакомлении с приказом по установлению целей.
Также в целях доведения, цели в области качества могут вывешиваться:
- в служебных кабинетах и приемных (при наличии) руководителей всех уровней;
- в служебных помещениях подразделений;
- на досках объявлений подразделений.
Не нужно забывать про персонал, вновь принимаемый на работу.
Мониторинг степени достижения целей в области качества, установленных для организации, рекомендуется производить:
- периодически, на днях качества;
- при проведении внутренних аудитов;
- при анализе СМК.
Основой для новых целей в области качества являются:
- новая политика в области качества;
- результаты достижения целей в области качества за предыдущий период;
- актуальные результаты определения внешних и внутренних факторов;
- актуальные результаты определения состава заинтересованных сторон и их требований и ожиданий;
- карты действий в отношении рисков и возможностей организации;
- предложения персонала по улучшению (совершенствованию) СМК.
Один из вариантов стандарта организации по управлению целями в области качества можно посмотреть здесь: «СТО 8765RISO-104-2022 Система менеджмента качества. Управление системой менеджмента качества. Управление политикой и целями в области качества». Стандарт предназначен для применения в СМК, соответствующих требованиям ГОСТ Р ИСО 9001.
Для СМК, сертифицированных по ГОСТ Р ИСО 9001 и ГОСТ РВ 0015-002, стандарт можно посмотреть ЗДЕСЬ: «СТО 123456RW-104-2021 Система менеджмента качества. Управление системой менеджмента качества. Управление политикой и целями в области качества».
Управление целями в области качества для процессов и (или) подразделений рассмотрим в одной из ближайших статей.
Актуальный перечень ранее опубликованных статей со ссылками можно посмотреть/скачать.
22.01.2021