Найти тему

Воздушная война над Балканами в 1941 году

На этом рисунке изображена высадка немецких парашютистов на Крите, но как мне кажется — это может быть и иллюстрацией к роману Джеймса Олриджа «Дело чести».
На этом рисунке изображена высадка немецких парашютистов на Крите, но как мне кажется — это может быть и иллюстрацией к роману Джеймса Олриджа «Дело чести».

Боевые действия на Балканах в 1941 году мало где описаны и не пользуются особой популярностью. Для немцев это была не самая значительная компания, в Югославии и Греции её тоже не любили: никто не хочет лишний раз вспоминать про свои поражения.

Я решил восполнить недостаток в информации и привести состав авиации армий, принимавших участие в боевых действиях. Надеюсь, что это будет интересно и полезно.

Война весной 1941 года была очень скоротечна, тем не менее бои в воздухе были довольно жаркими и задействованы были в них немалые силы.

-2

Люфтваффе к началу вторжения в Югославию имело около тысячи исправных боевых самолётов (часто приводят цифры меньше, потому что не учитывают тактические разведчики), итальянские ВВС насчитывали 677 самолётов по списку. Им противостояли до полутора сотен английских самолётов (включая морскую авиацию), в югославской авиации было 438 исправных боевых самолёта, Греция же могла выставить 128 исправных самолётов, далеко не самых современных. Немцы имели огромное численное и качественное преимущество, даже без учета итальянской авиации, которая из всех проявила себя самой слабой.

Боевые действия закончились быстро. Югославия пала за десять дней, но югославские пилоты проявили себя отличными бойцами, смело шли на таран. Хотя югославская авиация и уступали численно, но на вооружении имелось свыше сотни самых современных истребителей, а летный состав имел хорошую подготовку.

Греческая и английская авиация была также сметена Люфтваффе, к 15-му апреля потери были огромны. Англичанам пришлось эвакуироваться, взяв с собой и большое число греков. Немало югославских и греческих пилотов перелетели в Африку и даже Советский Союз, и продолжили сражаться с фашизмом.

Закончилось всё воздушно-десантной операцией «Меркурий» по захвату Крита. О которой нынче уже много написано.

-3

Для Люфтваффе эта война не была лёгкой прогулкой, потери были значительны. Безвозвратно потеряно 164 самолёта, из которых 54 истребителя Bf-109, в результате катастроф выбыло 18 самолётов. Погибло и пропало без вести без малого две сотни человек лётного состава.

Английская авиация с ноября 40-го года потеряла в боях 72 самолёта, 55 уничтожено на земле, 82 неисправных самолёта бросили во время эвакуации. Морская авиация потеряла шесть торпедоносцев. 185 английских пилотов и членов экипажей погибло и 20 попало в плен. Как легко догадаться, основные потери пришлись на последние дни, перед эвакуацией из Греции.

Греческая авиация потеряла в боях 25 самолётов и 7 сбила зенитная артиллерия. Вся остальная авиация (примерно 130 самолётов), за исключением нескольких машин, уничтожена на земле. Потеряно 55 человек лётного состава убитыми и 18 ранено.

Югославская авиация потеряла все самолёты в первые несколько дней, в общей сложности уничтожено или захвачено около 500 машин.

-4

Я не ставил своей целью описать именно боевые действия, мне хотелось собрать данные по составу и численности авиации всех стран, которые приняли участие в боевых действиях. Мне это очень интересно самому, надеюсь и вам будет тоже любопытно. Воздушная война на Балканах любопытна очень: в ней приняли участие от самых современных самолётов до полных раритетов, использовалась техника самых разных стран, что особенно интересно, с обеих сторон порой в бой вступали одинаковые модели.

Чтобы всё это подробно описать, конечно, одной статьи не хватит, потому я предложу вам серию отдельных статей по военно-воздушным силам Германии, Италии, Греции, Югославии и Великобритании.

Пока же очень кратко об авиации той страны, которую всегда забывают. Речь про Венгрию. О том, что венгерские сухопутные части вторгались на территорию Югославии упоминают, а про авиацию как-то не упоминают.

Хотя участие венгерских самолётов было, мягко говоря, невелико, но мы про него не забудем. В первые дни войны 4-й эскадрильи 2-й бомбардировочной авиагруппы осуществляли бомбардировку городов Ниш и Нови Сад. На вооружении состояли немецкие бомбардировщики Ju.86K. Было потеряно 3 самолёта, правда не по вине югославских истребителей или зенитной артиллерии, а вследствие аварий.

-5

В последующих статьях я предложу вам внешний вид всех боевых самолётов, использовавшихся в боевых действиях, со опознавательными знаками и раскраске тех стран, на стороне которых они воевали. Начнём с Венгрии, для которой отдельной статьи не будет.

Венгерский средний бомбардировщик Junkers Ju.86K, германского производства. Именно эти самолёты принимали участие в боевых действиях против Югославии.
Венгерский средний бомбардировщик Junkers Ju.86K, германского производства. Именно эти самолёты принимали участие в боевых действиях против Югославии.
Венгерский истребитель итальянского производства Fiat CR-42. В 1941 году основной истребитель венгерских ВВС. Эти истребители сопровождали бомбардировщики во время ударов по югославской территории, но в воздушных боях не принимали участия.
Венгерский истребитель итальянского производства Fiat CR-42. В 1941 году основной истребитель венгерских ВВС. Эти истребители сопровождали бомбардировщики во время ударов по югославской территории, но в воздушных боях не принимали участия.
Венгерский лёгкий разведчик-бомбардировщик Weiss WM-16 Budapest II. Эти самолёты обеспечивали разведку в интересах сухопутных войск во время вторжения в Югославию.
Венгерский лёгкий разведчик-бомбардировщик Weiss WM-16 Budapest II. Эти самолёты обеспечивали разведку в интересах сухопутных войск во время вторжения в Югославию.
Венгерский лёгкий разведчик-бомбардировщик Weiss WM-21 Solyom. Эти самолёты обеспечивали разведку в интересах сухопутных войск во время вторжения в Югославию, один разведчик был потерян в результате аварии.
Венгерский лёгкий разведчик-бомбардировщик Weiss WM-21 Solyom. Эти самолёты обеспечивали разведку в интересах сухопутных войск во время вторжения в Югославию, один разведчик был потерян в результате аварии.
Венгерский дальний разведчик Heinkel He.170а, германского производства. Эти самолёты вели разведку над Югославской территорией, в частности над районом Бакска.
Венгерский дальний разведчик Heinkel He.170а, германского производства. Эти самолёты вели разведку над Югославской территорией, в частности над районом Бакска.

Ну и пока, порекомендую вам мою статью:
Первые ударные самолёты Лютфваффе