Найти тему
diletant.media

Как работает пропаганда?

Пропаганду можно считать успешной, когда навязанные убеждения становятся настолько привычными, что уже кажутся собственными выводами.

Само слово пропаганда появилось только в 17-м веке, его в 1622-м году ввел папа Григорий XV, основавший Конгрегацию распространения веры, чьей главной задачей была борьба с протестантами и отвоевывание позиций католицизма. Технология убеждения масс в правоте определенной точки зрения к тому времени была уже давным-давно опробована, однако термина и определения еще не имела, и являлась скорее частью ораторского мастерства.

Выявить пропаганду можно, ориентируясь на ключевые маркеры, или приемы, которых существует множество. Один из них — это навешивание ярлыков. Например, использование громких слов, которые несут яркую оценивающую окраску: террорист, изменник, жулик, лицемер. В ход идут и соответствующие эпитеты: трусливый, лживый, радикальный, предательский. Подобная риторика призвана сформировать негативный образ объекта или действия за счет вовлечения эмоций. Противоположного эффекта можно добиться с помощью использования обратных по значению терминов, чаще всего, обобщенных, с которыми сложно спорить: мало кто станет выступать против чего-то, поданного под соусом «свободы, независимости, выбора, мечты или семьи».

Британский плакат времен Первой мировой, 1915-й год. Источник: pinterest.com
Британский плакат времен Первой мировой, 1915-й год. Источник: pinterest.com

Помимо этого, пропагандисты стараются представить свою позицию как выигрышную, обещая таким образом всем, кто присоединиться, — автоматическое зачисление в ряды «светлой», побеждающей и превалирующей силы.

Прием, который часто используют современные политики, называется «простой парень». Это попытка создания имиджа человека, близкого к народу, «одному из вас», которому понятные проблемы, страхи, чаяния, а также образ жизни большинства.

Еще одна техника, направленная на работу уже скорее с подсознанием, называется «перенос». Ее цель — сформировать у адресной аудитории некое ассоциативное восприятие предмета или человека на подкорке. Этот прием чаще используется в рекламе, например, когда необходимо убедить потенциальных покупателей, что именно обладание этим объектом принесет им спокойствие, радость, любовь или статусность.

Для обеспечения успеха пропаганды всегда должны соблюдаться определенные условия: во-первых присутствие самой идеи, центрального тезиса; во-вторых, наличие аудитории; в-третьих, ее необходимо сделать устойчивой к критике. Что касается самой идеи, она должна быть максимально простой и понятной для широкой публики.

Послевоенная антизападная пропаганда СССР. Источник: pinterest.com
Послевоенная антизападная пропаганда СССР. Источник: pinterest.com

Помимо политики, религии, рекламы и активизма пропаганда всегда имела огромное значение и в военной риторике, особенно в годы войны и в после нее. Это всегда перенос ответственности и вины за развязывание конфликта на врага; акцентирование внимания на жертвенности и борьбе, которые подкреплялись высокими, сакральными целями; очернение образа врага путем подчеркивания неких его «порочных» черт; убеждение населения, что любые новости о неудачах союзников — происки враждебной стороны; сочинение и намеренное преувеличение историй о жутких зверствах, учиненных врагом.

Так есть ли способ защитить себя от воздействия пропаганды? Учитывая то, по каким каналам она добирается до нашего сознания (через масс-медиа и соц сети), такая возможность существует. Прежде всего имеет смысл запомнить основные пропагандистские техники, чтобы выявлять маркеры, сигнализирующие о наличии соответствующих ноток в послании. Если речь переполнена эмоционально окрашенными терминами, обращается скорее к эмоциям, а не к рассудку, провоцирует чувства вроде агрессии, негодования или, напротив, умиления и гордости, кишит штампами, ярлыками, приводит однобокие аргументы, замалчивает детали, которые не вписываются в канву, очерняет оппонентов, опускается до предрассудков и пытается переключить внимание с действительно важных фактов на несущественные, — можно с уверенностью заключить, что она носит именно пропагандистский характер.

Подробнее