Нас часто спрашивают в комментариях, зачем мы вообще пишем про войну, которая давно закончилась и все давно вроде как бы исследовано. Отвечаем. Мы пишем для тех, кому это нужно - Древняя Греция, Рим, Персия и пр. тоже "давно закончились", но изучение истории во-первых, интересно само по себе, во-вторых, полезно для понимания текущей реальности, ибо все повторяется. Уровень профанации на тему ВОВ среди самобытных любителей компьютерных "танчиков" просто зашкаливает. Такой феерический бред, который с легкой руки Яндекса пошел "в эфир", лет десять назад еще представить себе было трудно. Канал с 13 тысячами подписчиков пишет про " танковую дивизию СС "Герман Геринг", а 600 с лишним человек ставят лайки этому бреду. Подобное отношение к истории заканчивается для общества всегда плохо. Мы, по мере сил, будем стараться скомпенсировать это достойное сожаления явление.
Предлагаемый читателю цикл публикаций основывается на материалах 500-го фонда ЦАМО, ссылки, как всегда, будут в конце статьи. Какой была армия Третьего рейха ближе к концу войны? Насколько сохранялась для основательно подраненного на Восточном фронте Вермахта возможность вести маневренную войну? Сохранили ли немецкие солдаты желание воевать? На эти и многие другие вопросы мы постараемся ответить немецкими же документами, а не фантазиями "любителей истории".
1944 год. Германская армия представляет из себя отлаженную и очень мощную военную машину, имеющую огромный боевой опыт. НО сказывается недостаток ресурсов - человеческих, производственных и пр. Свое дело сделали бомбардировки союзниками промышленных центров, утрата завоеванных на Востоке территорий и огромные потери в живой силе и технике на Восточном фронте. Одна из главных проблем немецкой армии это хроническая нехватка горючего.
Горючее - кровь войны. Самая совершенная техника без горючего просто куча металлолома. А кроме того, возникают серьезные проблемы со снабжением войск, да и простая переброска дивизии, а тем более корпуса, становится серьезной проблемой. Немцы выкручивались, однако, как могли. Ниже копия приказа генерал-полковника Вальтера Вайса, командующего 2-й Армией Вермахта "Ограничение автомобильного движения".
Перевод:
Ограничение автомобильного движения.
Большая нехватка горючего и напряженное положение с автомашинами требуют:
1. Безжалостного ограничения автомобильного движения.
2. Полного использования в случае необходимых перевозок каждого свободного места и незагруженных машин.
Для этого приказываю:
Докладывать в местную комендатуру о каждом рейсе свыше 20 км. с указанием по возможности за день до поездки маршрута, места назначения и наличия свободных мест.
Местным комендатурам в пределах возможного комбинировать движение автомашин. Установить связь с соседними комендатурами, дежурными пунктов учета отпускников и фронтовыми пересыльными пунктами. Стараться перевозить отпускников с колоннами снабжения для усиления обороны при нападении партизан (немецкие солдаты ездили в отпуск с оружием - прим. автора).
Начальникам транспортных колонн, а также водителям отдельных автомашин перед рейсом являться в местную комендатуру. Поездка разрешается после проверки загрузки автомашин, а также сидячих мест, о чем на обратном стороне путевого листа ставится подпись офицера комендатуры и закрепляется печатью.
Нужно учитывать возможность задержки из-за неполучения разрешения на поездку.
Все части, перевозящие людей или грузы должны своевременно запрашивать местные комендатуры, не имеется ли в их распоряжении свободных мест для транспортировки.
Для движения легковых автомашин в населенных пунктах с 18.00 до 5.00 требуется разрешение начальника, имеющего дисциплинарную власть командира полка.
Вышеуказанные ограничения не касаются генералов и офицеров Генштаба.
Кроме того, от явки в местные комендатуры освобождаются :
- старшие офицеры от майора и выше;
- автомашины с отметкой на путевом листе "срочно" с отметкой начальника, имеющего дисциплинарные права командира полка;
- отдельные автомашины, которые по техническим причинам зависят от колонн.
Частям ВВС, организации Тодта, полиции и гражданским учреждениям просьба придерживаться вышеуказанного."
Другие аналогичные документы, протоколы допросов военнопленных и пр. подтверждают общую картину - дефицит горючего определял буквально все: организацию снабжения, передвижение войск, обучение и боевую подготовку. Максимально поощрялся переход на газ - военнопленный из дивизии "Охрана фюрера" в чине капитана, временно исполнявший обязанности командира мотопехотного полка, (его показания мы еще рассмотрим далее в следующих публикациях) сообщил в марте 1945 года, что большинство танков в учебных частях переоборудованы на газогенераторы (так в тексте).
Автомашины с большим расходом горючего разрешалось использовать только при передислокации подразделения, приказы корпусного уровня требовали максимально использовать прицепы и даже возить на прицепе более легкие автомобили, запрещали категорически движение гусеничных тягачей по дорогам с твердым покрытием, требовали максимально использовать гужевой, железнодорожный транспорт или ходить пешком в пределах населенных пунктов.
Немецкая экономность и скрупулёзность позволяли выявлять потери горючего и выискивать резервы там, где их, казалось бы, уже нет - например, потери при заливке бензобаков и канистр из-за спешки, заправки "до упора" и пр. Запрещалось промывать детали мотора бензином, заводить мотор на стоянке, резко газовать, увеличивать скорость более 60 км/ч и пр. Учебная езда совмещалась со служебными поездками в обязательном порядке.
Ниже переведенное на русский язык Приложение к секретному распоряжению Квартирмейстера 8го АК по линии отдела снабжения ГСМ.
Тема ресурсов (точнее их нехватки) находит свое отражение в немецких приказах о трофеях. Ниже приведен приказ по 19-й танковой дивизии Вермахта от 28 сентября 1944 года, разъясняющий ответственность за самовольное присвоение трофеев и мародерство. Мы не будем приводить целиком его перевод, а лишь кратко перескажем содержание с отдельными наиболее яркими цитатами.
"Трофеи принадлежат исключительно государству. Каждый военнослужащий применительно к трофеям действует в интересах государства. Каждый солдат поэтому должен сдать все трофейное имущество соответствующим инстанциям".
Приказ информирует, что проведенная проверка Военного суда выявила полное незнание военнослужащими дивизии соответствующих параграфов законодательства о мародерстве и присвоении трофеев, при этом многие полагают, что присвоение вещей из пустующих домов не является мародерством. Далее приводятся указанные параграфы.
Параграф 128. Самовольное присвоение трофеев:
" 1)Тот, кто на поле боя с целью добывания трофеев удалиться от своей части или присвоит себе вещи, которые подлежат рассмотрению как трофеи, наказывается лишением свободы до трех лет.
2) Такому же наказание подлежит и тот, кто хотя и правильно получил трофеи, но противозаконно присвоил их..."
Параграф 129. Мародерство.
" 1) Кто на фронте, используя военную обстановку..., отбирает вещи местных жителей или противозаконно принуждает передать их себе или другим, или применяет меры принуждения, наказывается лишением свободы в тюрьме или в крепости.
В особо тяжких случая виновный подвергается смертной казни или пожизненному заключению...
Изъятие предметов военной необходимости в случае крайней необходимости, особенно одежды, снаряжения, медикаментов, питания, фуража, топлива, транспортных средств или горючего, мародерством не является."
Далее идут примеры приговоров "одному фельдфебелю" и прочим, забиравшим вещи в оставленных жителями (немцами) домах. Сообщается, что будут тщательно проверять посылки домой и багаж отпускников на предмет выявления трофеев, предметов, добытых мародерством и имущества военного образца.
В тексте также вскользь упомянут эпизод эвакуации военных складов из Польши, во время которого, видимо, имели место попытки присвоения военного имущества и продуктов питания некоторыми военнослужащими Вермахта.
Напомним: в 1944 году "военное правосудие" в немецкой армии было уже максимально упрощено - статус военных судей получали любые офицеры уровня командира полка, требовалось лишь информировать вышестоящее командование о приведенных в исполнение смертных приговорах. Мародеров, попавшихся на расхищении складов, потерпевших крушение или подбитых противником транспортных машин с продуктами и военными материалами и т.п., фельджандармы могли повесить или расстрелять на месте и вовсе без суда - таких эпизодов в воспоминаниях выживших солдат Вермахта достаточно много. Так что сравнение числа осужденных Военными трибуналами в СССР и Германии, которым обычно щеголяют критики советской власти, как минимум, не корректно - немецкие приговоры толком в конце войны просто никто не считал, да и документы сохранились далеко не все.
Продолжение следует (уже на канале).
Также вышел материал по действиям немецкой войсковой разведки, помеченный почему-то Дзеном как "шокирующий", так что в выдаче его нет.