Мыслят ли атеисты иначе, чем религиозные люди? Существуют ли различия в работе их мозга? Как оказалось, этот вопрос изучался уже довольно давно, и результаты очень интересны.
Ещё в 2003 году многим известный учёный и популяризатор науки Ричард Докинз в рамках документального фильма BBC Horizon «Бог в мозгу» отправился в лабораторию нейробиолога Майкла Персингера, который утверждал, что поможет Докинзу испытать религиозный опыт.
Для получения этого опыта на голову учёного был надет специальный шлем, создающий слабые магнитные поля в области височных долей. Это была не просто какая-то забава — ранее Персингер уже показал, что подобная стимуляция вызывает широкий спектр религиозных феноменов — от ощущения присутствия кого-то невидимого до побуждения к внетелесным переживаниям.
К удивлению нейробиолога, эксперимент с Докинзом провалился — он ничего не испытал. После анализа данных выяснилось, что чувствительность височных долей биолога оказалась намного ниже, чем у большинства людей, которые участвовали в этом исследовании ранее.
Вообще, идея о том, что височные доли могут быть участком мозга, отвечающим за религиозный опыт, существует с 1960-х годов, но тогда, в 2003, впервые показано экспериментально, что их низкая чувствительность привела к невозможности испытать религиозный опыт.
Переносимся на 9 лет вперёд — в 2012 год. Сразу несколько статей, опубликованных различными лабораториями, представили первые доказательства, связывающие аналитический, логический стиль мышления с атеизмом. Психологи давно теоретизируют о различных способах обработки информации мозгом: сознательном и бессознательном, рефлексивном и эмпирическом, аналитическом и интуитивном. Они связаны с активностью в определённых областях мозга и могут быть вызваны самыми разными стимулами, включая искусство, что тоже довольно активно изучалось.
Подписывайтесь на S&F, канал в Telegram и чат для дискуссий на научные темы.
Людям предлагали смотреть на различные произведения искусства или читать короткие рассказы, которые провоцировали религиозно-мистические переживания у верующих людей, проводя различные исследования мозговой активности, включая функциональную магнитно-резонансную томографию (фМРТ). Чем больше участники подавляли сверхъестественное мышление, тем сильнее была активизация правой нижней лобной извилины, которая принимает активное участие в работе системы когнитивного контроля.
Казалось бы, вот и доказательства того, что атеисты склонны больше заниматься аналитическим или рефлексивным мышлением, да и в целом, того, что их мозги отличаются от мозгов верующих. Вот только всё оказалось не так просто.
Ещё в 2015 году в области психологии разразился «кризис репликации». Оказалось, что результаты многих классических исследований не могут быть достигнуты при повторном их проведении. Психология религии и атеизма не была исключением.
Ни одно из новых исследований не смогло воспроизвести первоначальные результаты. Более того, на одном примере результаты были прямо противоположными. С чем это могло быть связано?
Во-первых, все первоначальные исследования были проведены в США. Может ли культура действовать таким решающим образом, что аналитический когнитивный стиль, связанный с атеизмом в одной стране, может отсутствовать в других?
Автор одного из оригинальных исследований, где испытуемых просили смотреть на статую Родена «Мыслитель», описывая свои эмоции, попытался ответить на этот вопрос в новом исследовании, в котором участвовали люди из 13 стран. Результаты подтвердили, что когнитивно-аналитический стиль был связан с атеизмом только в трёх странах: Австралии, Сингапуре и США.
В 2017 году было проведено двойное слепое исследование, чтобы проверить более надёжным способом связь между атеизмом и когнитивным торможением. Учёные использовали метод стимуляции мозга, чтобы непосредственно стимулировать область, ответственную за когнитивное торможение: правую нижнюю лобную извилину. Половина участников, однако, не получали импульс, думая, что получают (плацебо). Результаты показали, что стимуляция мозга работала: участники, у которых она была, лучше справлялись с задачей когнитивного торможения. Однако это никак не повлияло на уменьшение веры в сверхъестественное.
Как итог, вопрос остаётся открытым по сей день. Есть лишь некоторые указания на то, что за веру и атеизм отвечают различные участки мозга, хотя их работа сильно отличается от культуры к культуре, как стало ясно в результате последних исследований.
Тут возникает другой вопрос: имеет ли вообще значение, во что верит человек, пока его вера остаётся при нём и никак не влияет на окружающих его людей?
Подписывайтесь на S&F, канал в Telegram и чат для дискуссий на научные темы.
Ссылки по теме:
1. Об основных первоначальных выводах Майкла Персингера.
2. Исследование, в котором был сделан вывод о том, что аналитическое мышление способствует атеизму.
3. О культурных особенностях веры и атеизма.
4. Исследование с применением фМРТ
5. Ещё одно исследование с применением фМРТ.