Самые большие средства при развёртывании сети сотовой связи уходят на строительство и оснащение сотовых вышек. Чем лучшее покрытие и больше ёмкость хочет получить оператор в своей сети - тем больше сотовых станций должен он построить и потратить больше денег. Но развитие технологий, а главное - усовершенствование оборудования самих базовых станций сейчас позволяют работать сразу двум и более операторам на каждой сотовой станции. Это называется RAN-Sharing и он активно используется в России для сетей 4G.
Шаринг сотовых сетей изначально был придуман ещё для 3G, но активно стал применяться с приходом 4G. Работает он по следующему принципу: оператор 1 (ведущий) в условном регионе A предоставляет возможность включить в эфир на своём оборудовании оператору 2 (ведомому) свои каналы. При этом, в регионе Б оператор 2 предоставляет возможность оператору 1 работать на своём оборудовании. Станции ведущего оператора обслуживают абонентов сразу двух сотовых компаний в каждом из двух регионов.
Станции каждая сотовая компания в своём регионе должна строить с учётом возможности работы сразу двух операторов. Радиомодули, платы обработки сигнала, транспортные каналы должны быть способны обслужить абонентов из обеих сетей. При этом антенны, кабели, термошкаф будут в единичном экземпляре. И с виду станция, обслуживающая обоих операторов ничем не отличается от индивидуальных сотовых станций этих сотовых компаний.
На практике каждый из операторов получает почти двукратную экономию денег, но услуги 4G он может предоставлять сразу в двух регионах. Именно эта идея и заставила операторов МТС, Мегафон и Билайн пойти в шаринг друг с другом (попарно) во многих регионах России при развёртывании сетей четвёртого поколения в 2016-2017 годах.
Но у этой светлой идеи есть и оборотная сторона, которая заставляет участников шаринга периодически задумываться о выходе из такого партнёрства. Если два оператора привязываются друг к другу в паре регионов, то они повторяют планы по строительству новых станций ведущего оператора. Если у ведомого оператора возникнет необходимость в новой станции - ему надо будет строить свою собственную станцию.
Также существует сложность в настройке оборудования, так как многие радиопараметры настраиваются целиком на всю станцию. Ещё один существенный минус состоит в невозможности гибко изменять мощность и ширину полосы своей сети. Если у ведомого оператора возникнет необходимость расширить канал LTE, к примеру, с 10 до 15 МГц, то ему придётся договариваться с ведущим оператором о замене всего оборудования, если текущие ресурсы уже исчерпаны.
В итоге неразрешимых проблем нет, но операторы оказываются связанными - запряжёнными в одну упряжку и должны постоянно консультироваться между собой по техническим вопросам и планам по развитию. Но сотовые компании конкурируют не только ценами и тарифами, но и покрытием, а также качеством услуг. И в случае шаринга руки у них скованы в этом вопросе.
Поэтому, лично моё мнение, что шаринг очень выгоден и полезен лишь на первом этапе развёртывания нового стандарта, например, как это было с 4G. Всего за пару лет отечественным операторам удалось окутать новыми сетями большую часть крупных городов. Но дальше сотовым компаниям неминуемо придётся строить свои собственные сотовые станции, чтобы продолжать конкурировать между собой.