Мир не стоит на месте и всегда движется вперёд. Каждый новый день приносит нам что-то новое и человечество смотрит в будущее с гордо поднятой головой. Прогресс приносит новое и в образование, что называется хорошо знакомыми каждому российскому учителю словами — реформы и инновации.
Я раньше думал, что прогресс должен сделать жизнь человека проще и легче. Сложно оспаривать пользу таких вещей, как самолёты или компьютеры. Только в сфере образования что-то поломалось — что бы не придумывали или не вводили нового и инновационного, всё получается как-то не так. Хотя сфера образования одна из важнейших для страны. Не зря лицей №11 г. Благовещенска украшает фраза:
Так что же готовится в современной российской сельской школе? За городские школы, к счастью или сожалению, сейчас ничего говорить не могу.
Небольшой список тезисов, реформ и изменений, с которыми пришлось столкнуться мне:
- Двадцать первый век это век Глобализации, России нужно больше людей владеющих иностранными языками! Ввели три обязательных часа английского языка в 11 классе, ужав русский язык до одного часа в неделю. ЕГЭ по русскому сдают все ученики в школе, по английскому — ни одного.
- Россия открыта для дружбы с другими странами и нам нужно больше людей, владеющих языками стран-соседей! Ввели в школу второй иностранный язык по... одному часу в неделю. Вот у нас, например, преподают китайский, самый сложный язык мира, который нужно ежедневно зубрить лет так 5 минимум для сносного результата.
- В России во всех школах проведён высокоскоростной интернет, поэтому можно спокойно переходить на дистанционное обучение! Может быть в райцентрах интернет и есть, но в маленьких деревнях нет не то что интернета, нет полноценной мобильной связи. Представляете в какой цирк превращается всё это дистанционное обучение, если ученика или весь класс переводят на удалёнку?
- Россия страна высоких технологий, да и что там говорить, Россия — страна возможностей! Создают в школе несколько классов для инновационных «точек роста» за много миллионов рублей, где будут собирать роботов и квадрокоптеры запускать. А в это же время в посёлке самая популярная профессия это продавец в частном магазинчике или лесозаготовитель-вахтовик, а часть детей ни разу в жизни не видела железную дорогу (привет, XIX век).
На инновационной «Точке роста» преподаватель, приехавший с этой самой «точкой» из города, сделал замечание семикласснику, потому что он медленно печатал на компьютере. Немудрено ему так медленно печатать, так как парнишка в первый раз в своей жизни вообще сел за персональный компьютер.
Странная ситуация. Исходя из пафосных заявлений министров, на местах пытаются подогнать реальность под эти самые заявления с весьма плачевным результатом. И тут непонятно, или власти слегка лукавят и намеренно приукрашивают реальность, или на местах умело пускают пыль в глаза, вводя вышестоящие органы в заблуждение?
Но итог, как можно догадаться, печальный. В погоне за прогрессом и светлым будущим число уроков по самым необходимым предметам сильно сократилась, а учебная программа перегружена, вызывая хаос в голове у ребёнка. К пятому классу ученик всё ещё плохо читает и считает, а в дальнейшем данные пробелы в знаниях только углубляются, так как просто нет времени чтобы их устранить — вводятся новые предметы, отнимающие драгоценное время.
И вроде бы с виду всё прекрасно и красиво - ученик видел летающий квадрокоптер и умеет что-то буркнуть по-китайски, но он не способен выполнить задание по русскому языку, так как не может правильно прочитать и понять задание. Что уж говорить о других предметах.
Может быть в городских школах всё великолепно и к месту, но не является ли несправедливостью жертвовать образованием и жизнью сельских детей ради образования детей городских?
Лично моё мнение такое: надо вернуть много часов по основным школьным предметам (русский, математика, литература, история), приводим в порядок основу (базис), на которой должно стоять образование человека, и уже потом, если останется время и возможности без ущерба для основных предметов, вводим новые, второстепенные, предметы (надстройка). Я считаю, что жертвовать основными предметами ради второстепенных это неосмотрительный шаг, который может привести к негативным последствиям на годы и десятилетия вперёд. Как можно считать человека грамотным, если по окончанию школы он не может толком считать и писать? Сейчас такие ребята не такая и редкость даже в девятом классе.
Дрон или робот может быть сколько угодно модным и современным, но если оператор не может правильно понять и прочитать инструкцию, то этот самый робот лишь просто бесполезная куча пластика и железа.
Конечно, давать советы легко, но это всего лишь моё мнение и на многое я не претендую. Опять же вернусь к фразе, написанную на Лицее №11 г. Благовещенска — будущее страны готовится в школе. Какая у нас сейчас школа и школьное образование, такое у нас и будущее. И мне страшно за это будущее.
Спасибо за уделенное статье внимание! Возможно, я не прав, был бы рад услышать Ваше мнение по этой теме.