Найти в Дзене

Учебник старообрядчества. «В лесах» Павла Мельникова.

Оглавление

Несмотря на все свое влияние и на всю свою значимость, старообрядцы в нашей литературе представлены скромно. Мало о них пишут, мало говорят. Так, упоминают иногда. Всуе, для перчинки. Но все же есть большие, красивые романы о нашем старообрядчестве. Один из таких «В лесах» Павла Мельникова (Андрея Печерского или Мельникова-Печерского; да, в псевдонимах можно запутаться).

Роман начался с рассказа «За Волгой», к которому приписывалась глава за главой. Как таковой, авторский план появился уже на завершающей стадии работы над произведением. Имея ввиду именно это обстоятельство, критики склонны говорить об отсутствии композиционной стройности и так далее. Сам Мельников называет роман продолжением очерков и рассказов под общим заглавием «В лесах». Пусть так. Хотя я в этом отсутствии изначального замысла вижу основное достоинства романа. Он «импровизационный». Где-то ритм сбивается, нота не та или еще что. Зато мы имеем необычайно живой роман, наполненный той энергией, что несет в себе только импровизационная музыка.

Типы старообрядцев. Шарпанский скит в Семеновском уезде. 1897 год. Фото: Максим Дмитриев.
Типы старообрядцев. Шарпанский скит в Семеновском уезде. 1897 год. Фото: Максим Дмитриев.

О нас с вами

«В лесах» - это портал в глубины русской жизни. Причем не какой-то далекой, не с периферии империи, степной или северной, а наиболее родной и понятной нам, жителям восточно-европейской равнины. Сравним этот диковатый, лесной уклад с терпкой свободой наших южан. Разница на лицо. А мы-то, земляки-горожане, как? Не проиграем ли в таком сравнении? Вполне себе может показаться, что пропасть между нами, живущими на одной огромной равнине, просто неодолимая. Больше всех прочих. Конечно, жители столицы и ее окрестностей вовсе не родня лесным мужичкам Керженца, но где-то в душе, каждому русскому человеку присуща любовь и почтительное отношение к природе, к лесу и людям, которые его населяют. Каждый лелеет схожую мечту, уважает «мужское дело»: самостоятельную жизнь, крепкий быт, своё дело, большую семью и не менее большой дом. Роман разворачивает перед нами вид на патриархальное, слегка даже лубочное, бытие. С этого «лубка» и начнем. 

Характеры основных героев романа лишены привычной нам романной индивидуальности. Персонаж здесь это не личность, а скорее архетип. Собирательный образ того, что имеется ввиду под словами «отец», «мать», «добрый молодец», «хозяин», «слуга», «старица» и прочее, прочее. Большой может получиться список. Сразу нужно оговориться: не смотря на свою архетипичность, основные сюжетные лица все-таки не «застывают» в ней, а меняются. Из собирательного образа под воздействием житейского опыта они обретают индивидуальность. Становятся личностями. Именно тщательное описание жизни, простого быта – есть соль романа «В лесах». Сюжет не может похвастаться интригами, здесь нет чего-то нового и чрезвычайного, персонажи и их характеры меняются так, как менялись в сотне книг до и после. Повторюсь, суть и главная изюминка книги заключены в невероятно подробных описаниях второстепенных планов, того на фоне чего обычно «живут» персонажи. Получается, что главное в романе это сама жизнь и быт как таковой, а персонажи так – довесок. Перспектива интересная, согласитесь.

Это не значит, что роман наполнен болванчиками, а сюжет маскирует очерк. Например, Чапурин Потап Максимыч, я уверен, является образцом для подражания современного крестьянина Германа Стерлигова. Не смейтесь. Прочтя, вы поймете, о чем я говорю. Только прочтите правильно: я говорю о том, что второй подражает первому. Потап Максимыч – это действительно удивительный, наполненный жизненной мощью персонаж, который проходит через серьезные испытания и меняется к лучшему; представляет собой определенный образец типично мужской добродетели. Разве плоха такая модель для подражания? Совсем иное дело, с каким успехом и как Стерлигов подражает Чапурину. Но речь не о современном крестьянине. Так как персонажи архетипичны, то каждый читатель сможет найти здесь «своего» и что-то от него взять, чему-то научиться и кому-то следовать. Благо, положительных героев большинство.

Оленевский скит. Уставщицы. 1897 год. Фото: Максим Дмитриев.
Оленевский скит. Уставщицы. 1897 год. Фото: Максим Дмитриев.

Тайна Мельникова

Понимаете о чем я? Роман настолько подробно описывает жизнь старообрядческой общины, что по одному только тексту можно вполне восстановить, реконструировать эту жизнь. Сыграть в нее, сымитировать. Детально описаны не только характеры основных «каст» того общества, что уже само по себе составляет для некоторых людей огромный интерес. Подробно документируются занятия этих людей (ловкий человек найдет с десяток-другой бизнес-идей), их быт (вполне подходящий в качестве ролевой модели), их веру, досуг и прочее. Среди этого перечня стоит отдельно выделить веру. Именно раскольники занимают Мельникова, что вовсе не удивительно. Как чиновник особых поручений он занимался искоренением старообрядчества в Нижнем Новгороде. Если я правильно понимаю, то закат скитов, гонения на них, описаны непосредственным их участником/учинителем. Например, игуменьи монастырей регулярно упоминают некие грамоты, которыми якобы пожалованы их обители – мол, протекция от любого гонения. Эти-то поддельные тексты-грамоты и находил Мельников при обыске обителей. Он даже собственноручно вывез из Шарпанского скита Казанскую икону Божьей Матери, неоднократно упоминаемую в своем романе. Есть в этом злая ирония. Ведь по легенде, когда эту икону вывезут из скита, то падут еще многие обители. Вот ведь, и не стесняется после своего поступка приводить такую легенду в романе. 

Мельников не из стеснительных. То там, то тут не упустит шанса уколоть раскольников. Устами Потапа Максимыча частенько обличаются нравы скитов и их обитателей. Сам образ Чапурина тоже, в некотором роде, может быть карикатурой на старообрядца-купца, читай, стяжателя, сребролюбца. И таким вторым дном снабжены многие герои: там монахиня замаливает грехи молодости, там ребенка ото всех скрывает и так далее. Примеров много. Однако, Мельников совершает, как мне кажется, одну очень серьезную ошибку. Расколу он противопоставляет народное язычество. Этим, почти через сотню лет, будет заниматься СССР, в пику Православной церкви своеобразным образом возрождая язычество – мультфильмы, детские произведения, научная и популярная литература. В случае Павла Мельникова тот должен был понимать: некоторые действия по устранению раскола могут ударить не только по отколовшимся, но и по оставшейся части. Что, наверное, и произошло, так как на весь мир обличило и поныне существующую проблему двоеверия: гадания под Рождество, знахарки лечащие молитвами и прочие явления того же порядка.

Может где Мельников и оклеветал старообрядцев, но в целом видно чисто профессиональную любовь к предмету. Он талантливый историк. От того и нет в романе откровенной лжи и наговора на раскольничающих христиан. Как есть, так и написал, документируя. 

Неважно ваше отношение к православию, к его расколам и сектам, для рекомендации важна одна только любовь к своему народу. Старообрядчество – важнейший пласт нашей культуры. Завеса тайны, которая скрывает от лишних глаз раскольников, была приоткрыта замечательным романом «В лесах». Шероховатым, но замечательным. Нужно будет взяться за продолжение «На горах»…

Комаровский скит в Семеновском уезде. 1897 год. Фото: Максим Дмитриев.
Комаровский скит в Семеновском уезде. 1897 год. Фото: Максим Дмитриев.

Контакты:

Ютуб – разговорный жанр; обо всем, чему не нашлось места в остальных соц. сетях.

Яндекс.Дзен – сухая выжимка, только статьи.

Инстаграм – татуировка и ей сопутствующее; личная жизнь и быт.

Телеграм – агрегатор всех соц. сетей.

Поддержать поступком:

Не забудьте рекомендовать сообщество! Это огромная поддержка. Так же вы всегда можете подписаться на уведомления сообщества, рассылку материалов или выразить поддержку материально.

Яндекс.Деньги — 4100 1703 6817 712

QIWI — +7 977 340 65 97