Найти в Дзене
Исторические сражения

Гениальный военный инженер, для которого не было неприступных крепостей

Гений великого Леонардо даже не обсуждается. Да Винчи интересовался искусством и наукой. И в тех сферах, где ему довелось работать, сумел создать революционные проекты, опередившие время. Но есть еще один человек, про которого говорят, что его талант по силе равен дарованию Леонардо. И то, что этот исторический персонаж менее известен широкой публике, объясняется простым фактом. Себастьен Ле Претр маркиз де Вобан (именно так станут величать гения к концу жизни) занимался только войной. По большей части той ее частью, что отвечает за позиционные боевые действия. Что тогда означало защиту и штурм крепостей.

Современник и соперник Леонардо Микеланджело нашел замену средневековому замку в эпоху пороховой артиллерии. Он предложил бастион с невысокими мощными стенами, имеющими в плане форму звезды. Вобан взял за основу эту идею и довел до совершенства.

Портрет выдающегося инженера. Художник: Hyacinthe Rigaud
Портрет выдающегося инженера. Художник: Hyacinthe Rigaud

Вобан родился в 1633 году где-то в мае – когда точно неизвестно и существует вилка предполагаемой даты в пару недель. Семья его считалась дворянской, хотя не знатной. Отец его был четвертым потомком человека, получившего дворянство за заслуги. А мать и вовсе происходила из торгашей, вышедших из чистопородных крестьян. Так что ни денег, ни положения в обществе семья не имела. Правда, отец будущего маршала имел страсть к огородничеству и вывел особый сорт груш и яблок, культивируемые и по сей день. Но по тем временам такое наследие в обществе не котировалось. Говорят, отец Вобана прежде имел небольшое состояние, но потратил его на королевской службе – нормальная практика тех лет.

Мать Себастьена умерла, когда он был еще младенцем. Отец – когда мальчику исполнилось 10. В результате он воспитывался в кармелитском колледже на правах сироты. Где слыл первым учеником, поскольку иного способа получить хорошее образование для него не существовало. В основном в колледже обучали латыни, грамматике, философии и математике.

Защитные сооружения бельгийского Шарлеруа, которые спроектировал Вобан. Иллюстратор: Peter Dennis
Защитные сооружения бельгийского Шарлеруа, которые спроектировал Вобан. Иллюстратор: Peter Dennis

Уже в колледже Вобан решил стать военным. Собственно, иного варианта и не предвиделось – бедность накладывала ограничения на будущую карьеру. Также, понимая, что денег у него на то, чтобы снарядить за свой счет роту и пробить с ней дорогу к почестям и славе вряд ли получится, юноша решил податься в военные инженеры, поскольку там требовалось меньше альтруизма. Правда, максимально возможный чин в инженерах того времени – капитан. Но на начало карьеры и такая веха считалась сложно достижимой.

В 1648 году во Франции случилась гражданская война, вызванная неуклюжими действиями Анны Австрийской и кардинала Мазарини. Дядя Вобана считался мятежником. Он-то и представил племянника принцу Конде. Военная карьера началась. Причем с самой низшей ступени из возможных.

За время службы Вобан становится знаменит как отчаянный храбрец, за что удостаивается чина унтер-офицера. А в 1653 году, находясь в одиночном патруле, натыкается на разведку королевских войск. Не имея возможности бежать, храбрый мятежник достает пистолет и поджидает противников. Которым хладнокровно предлагает обсудить условия сдачи. Понимая, что в лучшем случае последует размен, те не стали особо настаивать на капитуляции без всяких гарантий, и конвоирование пленника в лагерь короля скорее походило на сопровождение почетным караулом.

Тяжелый нагрудник с толстенной броней для саперов, 1670-е годы. Им часто приходилось рыть траншеи в непосредственной близости к вражеским позициям, поэтому требовалась защита. Из национального музея армии в Лондоне (nam.ac.uk)
Тяжелый нагрудник с толстенной броней для саперов, 1670-е годы. Им часто приходилось рыть траншеи в непосредственной близости к вражеским позициям, поэтому требовалась защита. Из национального музея армии в Лондоне (nam.ac.uk)

В лагере Мазарини сумел уговорить Вобана перейти на службу к Людовику XIV. И тот становится военным инженером под началом шевалье де Клервиля. Где показал себя талантливым служакой и смелым малым – в ту пору инженеры не только руководили возведением фортификаций, но и лично прорабатывали планы их штурма. Поскольку кто еще мог лучше всех разрушить то, что некогда сам создавал или создает. Так что довольно скоро у Вобана в кармане появляется патент, дающий право работать самостоятельно без надзора. К патенту лично от короля прибавляется рота солдат. Это в возрасте 22 лет.

Довольно скоро король поручает Вобану восстановить несколько захваченных крепостей. Инженер культивирует бастионную систему, которую дополняет и перерабатывает, умело комбинируя самые разные укрепления. Он гениально приспосабливает их под местные условия, как бы вписывая в ландшафт. Упор делается на отсутствие слепых, не простреливаемых зон, перекрестный огонь, возможность гибко управлять огнем и концентрировать его в критической точке в нужное время. Всего за карьеру Вобан построит 33 крепости с нуля и перестроит 300! Результатом его усилий станет сеть укреплений, надежно защищающих Францию по всему периметру.

Вобан руководит возведением фортификаций. Иллюстратор: Peter Dennis
Вобан руководит возведением фортификаций. Иллюстратор: Peter Dennis

Крепости создавались в ключевых, стратегических точках, откуда получалось контролировать и коммуникации, и округу. При этом проекты предусматривали маневренную войну, активную оборону. В которой равновеликое значение имели и сами укрепления, и расположение гарнизонов, и дороги, эти точки соединяющие. То есть Вобан являлся родоначальником современной маневренной войны!

Немало довелось Вобану крепостей и штурмовать. Всего он руководил 48 осадами, и все они увенчались успехом! В результате, когда Вобан дослужился до капитана, что являлось потолком карьеры для инженера, король отдельным указом присвоил своему верному солдату незадолго до того введенное звание бригадира – нечто среднее между полковником и генерал-майором, чем открыл карьерный карт-бланш. А позднее Вобан получил и маршальский жезл. Достигая всего не интригой, а трудолюбием и преданностью.

При осадах Вобан руководствовался собственным афоризмом "чем больше пороха сгорит, тем меньше прольется крови". Ну а современники говорили несколько иначе: "Любая крепость, осажденная Вобаном, может считаться взятой".

Осада времен Вобана, вид со стороны защитников. Траншеи зигзагом, ведущие к укреплениям, называются апроши. Иллюстратор: Peter Dennis
Осада времен Вобана, вид со стороны защитников. Траншеи зигзагом, ведущие к укреплениям, называются апроши. Иллюстратор: Peter Dennis

Кратко алгоритм взятия укреплений в подаче Вобана выглядел просто. Сначала концентрическое кольцо траншей, блокирующих крепость. Затем земляные укрепления для пушек, подавляющих артиллерию противника. Потом медленное выдвижение солдат по отрытым ночью зигзагообразным траншеям (апроши), чтобы избежать их продольного прострела. Затем новая круговая траншея и новые позиции для осадных пушек. И так, постепенно сужая свои траншеи, Вобан брал города, замки, бастионы.

Пиком его карьеры можно считать осаду Намюра в 1692 году, когда ему противостоял знаменитейший голландский военный инженер Менно ванн Кугорн. Вобан не только взял город, захватив последовательно два бастиона и ключевой форт, но и пленил соперника. Которому только и оставалось сказать: "Зато я заставил их несколько раз перетаскивать пушки". Что, надо отметить, действительно оказалось сложнейшей задачей – все время осады шли дожди, превратившие округу в болотистое месиво и совершенно расстроившие снабжение французской армии.

Фортификации Намюра на 1695 год. Источник: nam.ac.uk
Фортификации Намюра на 1695 год. Источник: nam.ac.uk

Вскоре после осады Намюра Вобан попадает в опалу и вынужден уйти в отставку. Дело в том, что он написал и опубликовал книгу-размышление, в которой указывал на плачевное положение экономики, критиковал существующую финансовую политику и предлагал решение. Вобан считал, что стоит отменить все прежние налоги и ввести единую королевскую десятину. Ну и дать максимум свободы мелкому предпринимательству. Так что умер он в 1707 году, оставшись не у дел.

Интересно, что укрепления, построенные по схемам Вобана оставались актуальными несколько столетий! Их признали устаревшими только в 1904 году после осады Порт-Артура. Ну а сегодня все укрепления, что построил или перестраивал Вобан (все, дожившие до наших дней без всякого исключения!), объявлены всемирным наследием. Много ли найдется аналогов подобного масштаба?

× Поддержите нас в телеграме: @battlez

Не забывайте ставить "пальцы вверх" и подписываться на канал - так вы не пропустите выход нового материала