Найти тему

Мосты как в Петербурге, делят город

Оглавление

Исторически сложилось так, что Серпухов еще при своем возникновении был разделен рекой Нора на левую, городскую часть и правую - Занаръе. Переправы на лодках и плотах, су­ществовавшие броды со временем перестали удовлетворять потребности горожан, особенно после того, как в правобереж­ной части города стала развиваться промышленность.

Первым мостом, соединившим правый и левый берег, с вы­ездом на Боровскую дорогу, стал...

Старо-Базарный мост

Он располагался почти на том же месте, где сейчас находится мост, называемый Шуруповским.

В XVI-XVII веках дорога из Москвы на юг проходила по Туль­ской улице. В месте ее пересечения с теперешней улицей Воло­дарского, бывшей Боровской, шумели большие базары, которые существовали до конца 1940-х. А когда главный городской базар и главная базарная площадь переместились в центр Серпухова, воспоминание о былом старом базаре сохранилось только в на­звании Старо-Базарного моста.

Сначала этот первый мост был на плаву: связанные между со­бой плоты закреплялись на берегах Нары. По этому мосту шли пешеходы и ездили повозки, запряженные лошадьми. На зиму плоты вытаскивали на берега и закрепляли так, чтобы при по­ловодье их не унесло весенним паводком. Старо-Базарный мост был долгое время главным мостом города. Просуществовал он до 1946 года, правда, на плаву он уже не был. Я помню его уже на сваях, вбитых в дно Нары, с прочным деревянным настилом, с прочными перилами из жердей, установленными по бокам мо­ста. По мосту проезжали гужевые повозки с грузом. Но на время паводка мост по-прежнему разбирался.

Варгинский мост

С развитием промышленности в Занарье становилось ясно, что возможностей Старо-Базарного моста уже недостаточно. По­требность в новом мосте понимали все, но средств на его строи­тельство не было. Городские власти копили деньги от сдаваемых в аренду заливных окских лугов, от пожертвований горожан и даже от продажи навоза, собираемого на новых базарных пло­щадях, однако, нужной суммы собрать так и не удавалось. Тог­да обратились к купцу Н. Н. Варгину, который одолжил испра­шиваемую сумму - 60 тысяч рублей на 17 лет под 4 процента. Новый мост через Нару, следовавший вниз по течению за Старо- Базарным, заложили 19 августа 1900 года. Возведение этого сооружения поручили Коломенскому машиностроительному заводу.

В день открытия моста 24 июля 1901 года играл военный ду­ховой оркестр. Первыми по мосту, украшенному государственны­ми флагами, проехали сам Николай Николаевич Варгин и город­ской голова Митрофан Егорович Чернов, а также почетные гости, приглашенные на торжество. Об этом знаковом для Серпухова со­бытии писала газета «Московские губернские ведомости».

Мост этот так и стали называть Варгинским, хотя в советское время его официально переименовали сначала в мост Юных про­летариев, а позже в мост Ленинского комсомола.

В грандиозное наводнение 1908 года были затоплены мно­гие дворы и целые улицы. Ока и Нара разлились настолько, что многие горожане вынуждены были покидать свои дома. А новый Варгинский мост с честью выдержал природную стихию. Бабуш­ка моя вспоминала, что дамбы тогда затопило, но до самого моста вода все-таки не доставала, и некоторые жители безбоязненно проезжали на лошадях по дамбам.

Выдержал Варгинский мост нагрузки и в годы Великой Оте­чественной, особенно в 1941-м. В октябре по Варгинскому мосту шли колонны войск, груженые конные обозы, большое количе­ство автотранспорта и танков. Подходы к мосту с правого берега Нары были заминированы.

После войны отремонтировали деревянное покрытие проез­жей часто моста, покрасили металлические конструкции.

Незадолго перед своей кончиной Н. Н. Варгин простил городу долг, ту сумму, что давал на постройку моста, который по сей день называют Варгинским.

Игуменский мост

-3

Это следующий мост; расположенный немного ниже Варгинского, но построенный раньше. По сути дела, это был второй мост, соединивший два берега Нары в 1869 году. Строить его решила игуменья женского Владычнего монастыря Митрофания.

Игуменский мост был деревянным, на сваях, и выходил он к Владычнему монастырю как продолжение бывшей Коломенской улицы, сегодняшней улицы Аристова. Сейчас к нему даже дорога заросла, а на Занарской стороне дорогу застроили частными до­мами.

Игуменский мост соединил когда-то улицу Коломенскую, теперешнюю Аристова, и Монастырскую, теперешнюю Октябрь­скую, то есть, главную торговую площадь города - с женским мо­настырем. Этот мост был собственностью монастыря, но содер­жание его оказалось монастырю не под силу, и в 1875 году город купил у святой обители Игуменский мост за 300 рублей.

Рядом с мостом, у левого берега Нары, для горожан был уста­новлен четырехугольный плот с перилами и четырехугольным от­верстием, которое жители использовали для полоскания белья.

Игуменский мост просуществовал до зимы 1941 года. Как обычно, его разобрали перед весенним паводком, но потом уже не восстанавливали.

Вот эти три моста я хорошо помню в предвоенное время по­скольку мне часто приходилось по ним ходить к родственникам в Занарье.

Шуруповский мост

Какое-то время мы жили в одном доме на Советской, 29/22 с Александром Кузьмичом Шуруповым. Он был тогда заме­стителем директора завода искусственного волокна 519, который работал в стенах бывшей Коншинской Новоткацкой фабрики. Строительство и пуск этого предприятия курировал сам А.Н. Ко­сыгин, в то время - заместитель Председателя Госплана, который регулярно приезжал в Серпухов.

Сразу после Великой Отечественной войны Александр Кузь­мич стал председателем исполкома. Он где-то в Подмосковье, близ железной дороги, увидел фермы деревянного моста, приготовлен­ные для отправки в армию. Но война уже кончилась, и мост ока­зался не нужным для армии. И Шурупов добился через Москву, чтобы Серпухову отдали эти фермы, пригодные для обновления Старо-Базарного моста.

В 1945-46 годах он нашел эти фермы, но только в 1950- 1951 годах мост сделали. Потребовалось время, чтобы поднасыпать землю, поднять дамбы, собрать мост и поставить его. Мост получился высоким и незатопляемым. Если я не ошибаюсь, стро­или мост военные саперы. А. К. Шурупов сделал для города боль­шое дело. Если Старо-Базарный мост приходилось разбирать каж­дый год, чтобы не снесло его паводком, то теперь два моста через Нару устойчиво чувствовали себя во время половодья. И Варгинский мост, и Шуруповский не затоплялись при наводнениях.

Но дерево есть дерево. Шли годы, и деревянный мост старел. Обновлением Шуруповский мост обязан организации «Мостопоезд». В 1970-х в Серпухове движение транспорта стало таким интенсивным, что город задыхался, и 1-ю Московскую улицу со сплошным потоком машин было вообще не перейти. «Мостопоезд» по решению правительства начал строить объездную до­рогу, которая шла вокруг Серпухова, через Оку на Тулу и дальше. «Мостопоезд» за несколько лет построил в Серпуховском районе разъезды, переезды, мосты через Сушку, перед Липицами. Имен­но этой организации и поручили вместо деревянного Шуруповского моста построить железобетонный. К Александру Кузьмичу это уже не имело никакого отношения, его уже не было в живых, но мост с тех пор так и называют - Шуруповским.

Предтечи Нового моста

-5

Совсем недавно, рассматривая фотокопии дореволюционных открыток Серпухова, изданных И. И. Улитиным, я увидел мост такого же типа, как Игуменский, в фотосюжете «Серпухов. Ново­ткацкая ф-каТ-ва Н.Н. Коншина». На фотографии видна идущая по мосту лошадь с телегой. Видимо, этот мост соединял тепереш­нюю улицу Химиков с левым берегом Нары. Наверное, Новоткац­кая фабрика была немного меньше, чем теперешний завод искус­ственного волокна.

В 1921 году для управления серпуховскими фабриками был организован Серпуховский хлопчатобумажный трест, который проводил в 1925-26 годах мероприятия по улучшению работы своих подразделений. Все фабрики, входившие в трест, были соединены между собой и со станцией Серпухов-II узкоколейной железной дорогой. Хлопок подвозили к хлопковому складу от станции Серпухов-П по широкой колее, что была с одной сторо­ны склада, и перегружали на платформы узкоколейки на другой стороне. Для железной дороги-узкоколейки был построен новый высоководный деревянный мост, который соединял берега Нары после поселка «8 лет Октября» - ныне это улица Береговая и ули­ца Фороса,- и выходил через Пролетарскую на левый берег. Мост просуществовал до 1960-х годов. Затем ликвидировали узкоколей­ную железную дорогу, а мост сломали и на его месте построили железобетонный пешеходный мост.

-6

В 2000 году был пущен в эксплуатацию новый железобетон­ный мост через Нару, который соединил улицу Оборонную с Про­летарской и далее - левый берег со всем Занарьем.

-7

Но в 2016 году мост закрыли и разобрали по причине аварийности. Новый мост, на месте "Нового моста" открыли только в 2018 году

По материала Е.Холковича "Записки старого Серпуховича"

Наша команда старается донести всем желающим историю родного города. Поддержите нас лайком и подпиской. Спасибо за внимание!