Исторически сложилось так, что Серпухов еще при своем возникновении был разделен рекой Нора на левую, городскую часть и правую - Занаръе. Переправы на лодках и плотах, существовавшие броды со временем перестали удовлетворять потребности горожан, особенно после того, как в правобережной части города стала развиваться промышленность.
Первым мостом, соединившим правый и левый берег, с выездом на Боровскую дорогу, стал...
Старо-Базарный мост
Он располагался почти на том же месте, где сейчас находится мост, называемый Шуруповским.
В XVI-XVII веках дорога из Москвы на юг проходила по Тульской улице. В месте ее пересечения с теперешней улицей Володарского, бывшей Боровской, шумели большие базары, которые существовали до конца 1940-х. А когда главный городской базар и главная базарная площадь переместились в центр Серпухова, воспоминание о былом старом базаре сохранилось только в названии Старо-Базарного моста.
Сначала этот первый мост был на плаву: связанные между собой плоты закреплялись на берегах Нары. По этому мосту шли пешеходы и ездили повозки, запряженные лошадьми. На зиму плоты вытаскивали на берега и закрепляли так, чтобы при половодье их не унесло весенним паводком. Старо-Базарный мост был долгое время главным мостом города. Просуществовал он до 1946 года, правда, на плаву он уже не был. Я помню его уже на сваях, вбитых в дно Нары, с прочным деревянным настилом, с прочными перилами из жердей, установленными по бокам моста. По мосту проезжали гужевые повозки с грузом. Но на время паводка мост по-прежнему разбирался.
Варгинский мост
С развитием промышленности в Занарье становилось ясно, что возможностей Старо-Базарного моста уже недостаточно. Потребность в новом мосте понимали все, но средств на его строительство не было. Городские власти копили деньги от сдаваемых в аренду заливных окских лугов, от пожертвований горожан и даже от продажи навоза, собираемого на новых базарных площадях, однако, нужной суммы собрать так и не удавалось. Тогда обратились к купцу Н. Н. Варгину, который одолжил испрашиваемую сумму - 60 тысяч рублей на 17 лет под 4 процента. Новый мост через Нару, следовавший вниз по течению за Старо- Базарным, заложили 19 августа 1900 года. Возведение этого сооружения поручили Коломенскому машиностроительному заводу.
В день открытия моста 24 июля 1901 года играл военный духовой оркестр. Первыми по мосту, украшенному государственными флагами, проехали сам Николай Николаевич Варгин и городской голова Митрофан Егорович Чернов, а также почетные гости, приглашенные на торжество. Об этом знаковом для Серпухова событии писала газета «Московские губернские ведомости».
Мост этот так и стали называть Варгинским, хотя в советское время его официально переименовали сначала в мост Юных пролетариев, а позже в мост Ленинского комсомола.
В грандиозное наводнение 1908 года были затоплены многие дворы и целые улицы. Ока и Нара разлились настолько, что многие горожане вынуждены были покидать свои дома. А новый Варгинский мост с честью выдержал природную стихию. Бабушка моя вспоминала, что дамбы тогда затопило, но до самого моста вода все-таки не доставала, и некоторые жители безбоязненно проезжали на лошадях по дамбам.
Выдержал Варгинский мост нагрузки и в годы Великой Отечественной, особенно в 1941-м. В октябре по Варгинскому мосту шли колонны войск, груженые конные обозы, большое количество автотранспорта и танков. Подходы к мосту с правого берега Нары были заминированы.
После войны отремонтировали деревянное покрытие проезжей часто моста, покрасили металлические конструкции.
Незадолго перед своей кончиной Н. Н. Варгин простил городу долг, ту сумму, что давал на постройку моста, который по сей день называют Варгинским.
Игуменский мост
Это следующий мост; расположенный немного ниже Варгинского, но построенный раньше. По сути дела, это был второй мост, соединивший два берега Нары в 1869 году. Строить его решила игуменья женского Владычнего монастыря Митрофания.
Игуменский мост был деревянным, на сваях, и выходил он к Владычнему монастырю как продолжение бывшей Коломенской улицы, сегодняшней улицы Аристова. Сейчас к нему даже дорога заросла, а на Занарской стороне дорогу застроили частными домами.
Игуменский мост соединил когда-то улицу Коломенскую, теперешнюю Аристова, и Монастырскую, теперешнюю Октябрьскую, то есть, главную торговую площадь города - с женским монастырем. Этот мост был собственностью монастыря, но содержание его оказалось монастырю не под силу, и в 1875 году город купил у святой обители Игуменский мост за 300 рублей.
Рядом с мостом, у левого берега Нары, для горожан был установлен четырехугольный плот с перилами и четырехугольным отверстием, которое жители использовали для полоскания белья.
Игуменский мост просуществовал до зимы 1941 года. Как обычно, его разобрали перед весенним паводком, но потом уже не восстанавливали.
Вот эти три моста я хорошо помню в предвоенное время поскольку мне часто приходилось по ним ходить к родственникам в Занарье.
Шуруповский мост
Какое-то время мы жили в одном доме на Советской, 29/22 с Александром Кузьмичом Шуруповым. Он был тогда заместителем директора завода искусственного волокна 519, который работал в стенах бывшей Коншинской Новоткацкой фабрики. Строительство и пуск этого предприятия курировал сам А.Н. Косыгин, в то время - заместитель Председателя Госплана, который регулярно приезжал в Серпухов.
Сразу после Великой Отечественной войны Александр Кузьмич стал председателем исполкома. Он где-то в Подмосковье, близ железной дороги, увидел фермы деревянного моста, приготовленные для отправки в армию. Но война уже кончилась, и мост оказался не нужным для армии. И Шурупов добился через Москву, чтобы Серпухову отдали эти фермы, пригодные для обновления Старо-Базарного моста.
В 1945-46 годах он нашел эти фермы, но только в 1950- 1951 годах мост сделали. Потребовалось время, чтобы поднасыпать землю, поднять дамбы, собрать мост и поставить его. Мост получился высоким и незатопляемым. Если я не ошибаюсь, строили мост военные саперы. А. К. Шурупов сделал для города большое дело. Если Старо-Базарный мост приходилось разбирать каждый год, чтобы не снесло его паводком, то теперь два моста через Нару устойчиво чувствовали себя во время половодья. И Варгинский мост, и Шуруповский не затоплялись при наводнениях.
Но дерево есть дерево. Шли годы, и деревянный мост старел. Обновлением Шуруповский мост обязан организации «Мостопоезд». В 1970-х в Серпухове движение транспорта стало таким интенсивным, что город задыхался, и 1-ю Московскую улицу со сплошным потоком машин было вообще не перейти. «Мостопоезд» по решению правительства начал строить объездную дорогу, которая шла вокруг Серпухова, через Оку на Тулу и дальше. «Мостопоезд» за несколько лет построил в Серпуховском районе разъезды, переезды, мосты через Сушку, перед Липицами. Именно этой организации и поручили вместо деревянного Шуруповского моста построить железобетонный. К Александру Кузьмичу это уже не имело никакого отношения, его уже не было в живых, но мост с тех пор так и называют - Шуруповским.
Предтечи Нового моста
Совсем недавно, рассматривая фотокопии дореволюционных открыток Серпухова, изданных И. И. Улитиным, я увидел мост такого же типа, как Игуменский, в фотосюжете «Серпухов. Новоткацкая ф-каТ-ва Н.Н. Коншина». На фотографии видна идущая по мосту лошадь с телегой. Видимо, этот мост соединял теперешнюю улицу Химиков с левым берегом Нары. Наверное, Новоткацкая фабрика была немного меньше, чем теперешний завод искусственного волокна.
В 1921 году для управления серпуховскими фабриками был организован Серпуховский хлопчатобумажный трест, который проводил в 1925-26 годах мероприятия по улучшению работы своих подразделений. Все фабрики, входившие в трест, были соединены между собой и со станцией Серпухов-II узкоколейной железной дорогой. Хлопок подвозили к хлопковому складу от станции Серпухов-П по широкой колее, что была с одной стороны склада, и перегружали на платформы узкоколейки на другой стороне. Для железной дороги-узкоколейки был построен новый высоководный деревянный мост, который соединял берега Нары после поселка «8 лет Октября» - ныне это улица Береговая и улица Фороса,- и выходил через Пролетарскую на левый берег. Мост просуществовал до 1960-х годов. Затем ликвидировали узкоколейную железную дорогу, а мост сломали и на его месте построили железобетонный пешеходный мост.
В 2000 году был пущен в эксплуатацию новый железобетонный мост через Нару, который соединил улицу Оборонную с Пролетарской и далее - левый берег со всем Занарьем.
Но в 2016 году мост закрыли и разобрали по причине аварийности. Новый мост, на месте "Нового моста" открыли только в 2018 году
По материала Е.Холковича "Записки старого Серпуховича"
Наша команда старается донести всем желающим историю родного города. Поддержите нас лайком и подпиской. Спасибо за внимание!