На самом деле, зарплаты в абсолютных цифрах растут, а уровень жизни падает. И это в лучшем случае. Многие наёмные рабочие заметили, что в десятых годах зарплаты растут медленнее, чем в нулевых. Вот что об этом говорит статистика:
Это данные Росстата. На графике видно, что самый большой рост зарплат в абсолютных числах пришелся на 2018, по сравнению с 2017. Но рывка в качественном изменении уровня жизни в этот период мы не помним. Зато он был ощутим в нулевые. Всё потому, что показатель уровня жизни — это реально располагаемые доходы населения, а не зарплаты. А вот этот показатель дошел до определённого уровня и колебался с небольшим диапазоном.
Примерно такая же динамика и с уровнем ВВП. По итогам 2020 года в России отрицательный ВВП — -3,4%. Понятно, что это произошло из-за коронавируса. До этого отрицательный ВВП был в 1998 — 5,3%. Все остальные годы был рост, но темпы роста разные.
Эти показатели говорят о том, что в экономике наступил период стагнации. Да, повлияли и санкции, и цены на нефть, и много других факторов. Но самый главный из них — уровень зарплаты в долларовом эквиваленте. Вот как колебался курс доллара с 2000 года до сегодняшнего дня. Это данные Центробанка.
То есть, в рублёвом выражении зарплаты росли всегда. Но в нулевые при стабильном курсе, а в 10 — в период девальвации национальной валюты. Опять же, это не случайно. Раньше уровень зарубежных инвестиций зашкаливал потому, что месяц высококвалифицированного российского специалиста, например инженера, хирурга или IT-шника стоил как неделя работы грузчика или дворника в Германии. В итоге, производимая продукция была конкурентоспособна на рынке, но себестоимость была ниже. Следовательно ниже цена, а значит выше спрос. Поэтому, зарубежным инвесторам было выгодно вкладываться в российские предприятия.
А в начале десятых, когда российские зарплаты в долларовом выражении стали не намного меньше европейских, зарубежным инвесторам уже не так интересно вкладывать в российские предприятия. Теперь им нужна дополнительная выгода, ну или, как минимум, снижение рисков.
Производительность труда в России около 5,6 долларов в час. Это мало. Для сравнения: Швейцария — 49,6; Норвегия — 52; Люксембург — 67,8 долларов в час. Это не сколько зарабатывает среднестатистический россиянин, а сколько стоит товар или услуга, которую он произведёт за час. Если этот показатель вырастет, что почти невозможно за короткий срок, тогда опять начнётся рост реально располагаемых доходов, сопоставимый с нулевыми.
Но это может произойти только благодаря автоматизации труда, росту количества квалифицированных кадров и т.д. Об этом поговорим в других статьях.
То есть, на дополнительную выгоду в обозримом будущем инвесторы могут не рассчитывать. Значит нужно снижать риски. Страна, на которую накладывают санкции, доверия не вызывает. Страна, в которой оппозиция координирует свои действия с другими странами и выводит на улицы своих сторонников, тоже не привлекает инвесторов.
В такой ситуации может спасти только мирная политическая активность граждан и авторитет бизнеса. Со вторым всё понятно — в компании с многолетней белой репутацией будут вкладывать всегда. Что касается первого: если люди выходят на согласованные митинги, у них конкретные требования, а не «за всё хорошее против всего плохого», участвуют во всех выборах, то это даёт понять инвестору, что его деньги защищены от беспредела как со стороны людей, так и со стороны государства. То есть, есть гарантия, что его условную фабрику или офис не захватит толпа недовольных, и что в случае спорной ситуации, власть, в том числе судебная, встанет на сторону справедливости.