Автоматическая КПП - сложный узел автомобиля, требующий обслуживания и правильной эксплуатации. Как и моторное масло, ATF-жидкость под воздействием низких температур меняет свою вязкость. Подобное явление влечёт за собой изменения в работе трансмиссии. Активный стиль вождения на непрогретой АКПП приводит к толчкам при переключениях, а нагрузка на дорогостоящие элементы коробки передач возрастает в разы. Именно поэтому водителям рекомендуется прогревать жидкость в "автомате", но делать это нужно правильно.
Статья будет полезной? Не забудьте поставить "палец вверх" и подписаться на канал!
Вопреки распространённому мнению, ATF-жидкость в АКПП не прогревается равномерно с двигателем. На холостых оборотах мотор достаточно быстро набирает рабочую температуру. У "автомата" такого не происходит, для его прогрева нужно начать движение. Переключение режимов на месте также не даёт какого-либо эффекта для прогрева, наоборот, оказывает дополнительную нагрузку на коробку передач.
Высокая вязкость ATF-жидкости в морозы негативно влияет на состояние узлов АКПП. Жидкость выполняет роль рабочего тела, поэтому колебания вязкости приводят к дополнительной нагрузке и некорректной работе систем. Давайте посмотрим, как быстро прогреется АКПП в движении.
Испытания производились на автомобиле Toyota Camry 40 с 2,4-литровым бензиновым двигателем и обычной гидротрансформаторным "автоматом". Температура воздуха на улице составляла +12 градусов, но полученную информацию можно переложить и на зимние условия.
За 2 минуты на холостом ходу двигатель прогрелся до +40 градусов, при этом жидкость в АКПП потеплела лишь на 3 градуса. Через 5 минут температура силового агрегата уже составила +63 градуса, коробка тем временем прогрелась лишь до +21.
Спустя 7 минут движения двигатель прогрелся до +80 градусов, при которых термостат открыл большой круг системы охлаждения. Жидкость в коробке нагрелась до +30.
Ещё через 10 минут в городских условиях АКПП нагрелась до +60 градусов, а двигатель вышел на полностью рабочие +90.
Отчётливо видно, что жидкость в "автомате" при движении прогревается намного быстрее. 60 градусов являются нижним порогом рабочего диапазона, поэтому в зимних условиях нужно проезжать не менее 15-20 минут в щадящем режиме, прежде чем использовать возможности силовой установки на полную.