Найти в Дзене

Модули. Равносильные преобразования (схемы)

Оглавление

Когда ученики начинают изучать методы решения задач с модулями, то рано или поздно они встречаются с так называемыми схемами. Для неподготовленного ученика они выглядят очень страшно, и кажется, что простому смертному их в принципе не понять. Зная мощь этого метода, но не понимая происхождения этих формул, некоторые школьники от отчаяния пытаются их зазубрить.

Просто беспорядочное нагромождение букв. И это ещё без схем для уравнений!
Просто беспорядочное нагромождение букв. И это ещё без схем для уравнений!

Однако, такой подход очень вреден.

В данной статье мы попробуем на простых примерах показать, что схемы (они же равносильные преобразования) — это довольно простая вещь, если попытаться разобраться с ними, начиная с азов. Тема с модулями для этого как нельзя кстати, ведь именно в ней нам впервые предстоит так плотно поработать со схемами.

Чтобы понять указанные ниже выкладки желательно предварительно знать, что такое совокупность и система, чем они отличаются и в целом что такое множество решений.

Начнём с самых простых заданий и постепенно перейдём к более общим конструкциям в виде схем.

Схема 1

Итак, давайте решим вот такое элементарное уравнение:

-3

Корни его очевидны. Однако, чтобы лучше прочувствовать решение, переформулируем его так: модуль каких чисел равен 5? Или даже лучше так: чему равно число, модуль которого равен 5?

Очевидно, что это 5 и -5.

Теперь слегка усложним задачу. Решим уравнение:

-4

Тоже переформулируем его так: чему равно выражение 2x-1, если его модуль равен 5? Очевидно, что оно равно -5 или 5. В итоге у нас уравнение распадается на два независимых случая, которые будут давать отдельные решения: 2x-1=5 и 2x-1=-5.

Так как каждый такой случай независим и вносит свой вклад в решение, то мы эти два уравнения объединяем в совокупность.

-5

Такой переход от уравнения к некой равносильной системе или совокупности и называется схемой.

В общем виде она может быть записана в следующем виде. Возьмём некоторое положительное число а. Тогда

-6

Это первая, самая простая схема. Очевидно, что при а=0 мы приравниваем к нулю подмодульное выражение, а при отрицательном а у нас просто нет корней (модуль всегда неотрицательное число).

Когда вы работаете со схемами, удобно писать функции не в виде f(x) и g(x), а ограничиться сокращенной записью f и g. Очевидно, что это функции от x, поэтому громоздкие скобки можно убирать. В итоге некоторые схемы будут выглядеть гораздо приятнее.

Например, наша первая схема будет выглядеть вот так:

-7

Схема 2

Теперь усложним задачу и сделаем так, чтобы справа у нас было не число, а какая-то функция.

Пусть, например, мы решаем вот такое уравнение:

-8

Если бы мы знали, что справа стоит положительное число, никаких проблем бы не было. Мы просто бы расписали решение по схеме выше. Но у нас справа функция, которая теоретически может принимать и отрицательные значения. А такие значения справа запрещены, так как это приравнено к модулю, который неотрицателен. Так давайте оставим только разрешенные значения для этой функции. То есть 2x-1 может быть равна 3x или -3x, но с одновременным условием, что правая часть 3x неотрицательна.

В виде схемы это может быть записано так:

-9

Таким образом для общего уравнения |f(x)|=g(x) мы получаем следующую схему:

-10

Схема 3

Далее рассмотрим равенство |а|=|b|.

По сути нас здесь спрашивают следующее: каковы условия на а и b, чтобы у них были одинаковые модули? Первый ответ очевиден: они должны быть равны, то есть а=b. Немного подумав, мы получим и второй ответ: это могут быть противоположные числа, то есть а=-b

В более общем случае, уже для функций, мы получаем вот такую схему:

-11

Схема 4

Теперь обратимся к более сложным схемам — для неравенств с модулями.

Сразу оговоримся, что для удобства мы будем использовать только строгие неравенства. Для нестрогих неравенств схемы будут такими же, только уже с заменой строгих знаков на нестрогие.

Итак, рассмотрим вот такое простое неравенство:

-12

Переформулируем эту задачу так: какие числа по модулю меньше 7?

Ученики часто ошибаются, думая, что подходят любые числа меньшие 7. Это не верно. Например, число -100 является контрпримером (оно меньше 7, но по модулю больше 7).

Слегка подумав, можно прийти к ответу “x находится между минус семёркой и семёркой”. Это удобно записать в виде двойного неравенства: -7<x<7.

Для наглядности можно изобразить решение на координатной прямой:

-13

Двойное неравенство и чертёж удобны для понимания, но для решения сложных неравенств они не подойдут, поэтому нам нужно расписать это неравенство в виде схемы.

-14

Чтобы убедиться в этом, что она работает, нужно нарисовать две координатные оси и соответственно два решения. Так как у нас неравенства объединены в систему, нас интересуют общие точки. То есть указываем пересечение этих множеств.

-15

Из подобных рассуждений можно получить и схему в общем виде. Для некоторого а>0 получаем:

-16

А как быть, если в правой части неравенства вместо фиксированного положительного числа а будет стоять некоторая функция?

На самом деле в таком случае схема сохранит свой вид:

-17

Объяснение корректности замены в схеме числа а на функцию g(х) довольно громоздко, поэтому оставим это на самостоятельное обдумывание. В реальных задачах обычно достаточно запомнить естественную конструкцию

-18

а потом при необходимости приходить к системе.

Схема 4

Теперь рассмотрим неравенство

-19

Ни в коем случае нельзя просто поменять знаки в схеме для |x|<7 и на этом успокоиться! Мы должны снова аккуратно заново её вывести.

Переформулируем задание: найти все такие числа, которые по модулю больше 7. Очевидно, что это или числа, которые просто больше 7, или числа, которые меньше -7.

Данный факт можно записать как следующую совокупность:

-20

Она даёт нам две независимые (!) порции решений.

Обобщая рассуждения для неравенства |f(x)|>g(x) получаем следующие равносильные преобразования.

-21

Как видите, схема всё-таки отличается от предыдущего случая для неравенства |f(x)|<g(x). Однако, так же, как и в предыдущем варианте, корректно переходить от фиксированного числа слева к функции без изменения схемы.

В заключении обсудим то, как запоминать (а точнее, вспоминать) эти схемы. Небольшой секрет: преподаватели чаще всего эти схемы не помнят и для конкретной задачи в реальной ситуации просто быстро выводят нужное преобразование.

Поэтому ученики, которые пытаются вспомнить их, размышляя “ой, я не помню: если знак “меньше”, то там совокупность или система?” идут по ошибочной и опасной дороге. Это не математика. Ваша задача научиться понимать, что стоит за всеми этими схемами и уметь почти мгновенно их выводить. Если вы осознали все выкладки, которые рассмотрены выше, вывод формул займёт 3-5 секунд.

Когда появится понимание, как построены эти схемы, в некоторых случаях даже не будет необходимости их полностью выписывать.

Например, для задачи |2x-1|<7 можно просто расписать решение в виде двойного неравенства:

-22

То есть иногда хватает и простых рассуждений. Однако, в случае функции в правой части неравенства, таких рассуждений будет недостаточно.

Наука
7 млн интересуются