Карфагенская держава в Северной Африке стараниями римлян сгинула на заре античности еще за полтора столетия до нашей эры. Но во времена своего могущества она давала жару народам всего Средиземноморья, вела активную внешнюю экспансию и неоднократно наносила поражения генералам вечного города.
Мало какой враг добился такого уважения со стороны квиритов. Об этом говорит дошедшая до нас латинская пословица, указывающая на опасность, исходящую от африканского города: Карфаген должен быть разрушен. Об этом же говорит и то, что главный полководец африканцев еще древними считался одним из величайших военачальников мира, наряду с Александром Македонским и Юлием Цезарем.
Карфаген, название которого переводится, как «Новый город», был основан выходцами из ханаанского Тира примерно за пятьдесят лет до постройки Рима, а именно в 814-м году до нашей эры. Это была дальняя колония тех самых финикийцев, которые являлись одним из западных семитских народов. В дальнейшем колония набрала силы, получила независимость и начала строить собственную империю. Но всю свою историю поддерживала тесные связи с родиной и даже направляла послов с целью отправления общего семитского культа.
За два с половиной столетия до нашей эры основными соперниками карфагенян на западе Средиземного моря стала растущая Римская республика. В 264-м году случилась первая Пуническая война, которая сложилась довольно бесславно для африканского воинства. Но один из главных полководцев этого конфликта взял со своего юного сына обещание сражаться с квиритами до самого конца.
Ребенка звали Ганнибал Барка, он был представителем одного из самых могущественных кланов своего государства. С семитских языков Барка переводится, как «молния» – это слово было прозвищем конкретного человека, а в конце концов стало фамилией. Ганнибал же означает «милость Ваала», одного из самых могучих богов в ханаанском пантеоне.
После того, как этот парень стал взрослым человеком, он принял командование над силами своей родины, базированными в Испании и вопреки мнению старейшин развязал против Рима войну. То, что было дальше, известно многим, если не каждому: Ганнибал совершил протяженный переход в Италию, где провел через Альпы, в том числе, и слонов. Он восемнадцать лет успешно сражался, причем, каждая из его битв вошла в каноны военного искусства и по сей день изучается в военных академиях по всему миру.
К сожалению для Ганнибала, его родина проиграла войну на истощение, после чего он был вынужден бежать и ушел из жизни далеко на чужбине. Тем не менее, в настоящее время этот человек является подлинным героем еврейского народа. Почему?
Причины на поверхности. Даже само имя Ганнибал имеет параллели с еврейскими именами Йоханан и Эльханан, которые тоже переводятся, как «милость Бога». А семитское население древнего Тира имело давние дружественные отношения с народом Израиля. Такую же политику проводил и основанный тирянами Карфаген, где еще за много столетий до нашей эры имелось внушительное еврейское население.
Поскольку евреи всех эпох серьезно натерпелись от римского мира и его исторических наследников, то во все времена израильтяне симпатизировали своим родичам, которые успешно сражались с их общим противником. О личности Ганнибала с уважением высказывались средневековые еврейские историки, им вдохновлялись деятели эпохи сионизма и даже нынешние израильские политики вспоминают о нем, когда хотят подчеркнуть неравенство сил Израиля и его арабских противников.
Как вам такая цитата, к примеру: «После того как Ганнибал покинул Карфаген, власть в нем захватила мирная партия Ганнона... Ганнон избегал любых конфликтов, уступал римлянам буквально во всем... Подобную перспективу предлагает израильтянам Шимон Перес под названием «нового Ближнего Востока». Иными словами, с помощью апеллирования к славе древнего семитского полководца, израильские правые критикуют начинания политиков страны левого толка, и небезуспешно. Поскольку мнение людей о том, что этот герой – еврейский, среди большинства израильтян не искоренить.