Фильм «М убийца» (1931 год) - яркий пример точного диагноза состояния общества. Уже рабочее название ленты – «Убийцы среди нас» вызвало мгновенную реакцию. Режиссеру Фрицу Лангу стали приходить письма с угрозами, последовал отказ в павильонных съемках. Письма анонимные, но было ясно: нацисты испугались, что на этот раз откроется их подлинное лицо.
А до этого на просмотре фильма «Метрополис» Гитлер, мечтавший после окончания войны с мольбертом объехать покоренную Европу, аплодировал мастерству режиссера. Он не воспринимал «Метрополис» как антиутопию. Скорее как план к действию. Именно такой мир социальных контрастов он хотел бы создать в реальности.
И все обошлось. Название фильма было заменено на «М». А после выпуска картины нацисты вообще остались довольны результатом. Фильм их очень устраивал. Он фактически стал доказательством, что Германия живет в страхе, нарастает агрессия в обществе, преступники действуют организованно и гораздо эффектнее, чем государство. Значит, такое общество прямым ходом идет к тому, что потребуется крепкий кулак, за счет которого обыватель будет жить спокойно.
И даже сейчас трудно представить, как общество, еще недавно так дружно объединившееся в желании поймать убийцу детей, скоро само превратится в мощнейшего монстра, страшную силу, направленную на убийство мирного человека. Также как трудно представить как серийный убийца Петер Кюртен, с которым встречался Фриц Ланг, во время создания им сценария, совместит мир женатого и работающего на фабрике человека с досугом – убийством детей.
Парадоксально все соединилось в биографии и самого Фрица Ланга. Смерть жены от выстрела в грудь в ситуации адюльтера с будущей женой и сценаристом «Метрополиса» Теа фон Харбоу. Настанет время и она открыто примкнет к нацистской партии. И Фриц Ланг, ушедший добровольцем на фронт в годы Первой мировой войны и потерявший там глаз и Теа фон Харбоу понимали, в какой атмосфере живет Германия. Но относились к этому по - разному.
Вслед за нацистским запретом фильмов «М» и «Завещание доктора Мабузе» последует приглашение Геббельса. Он предложит Лангу стать главой всей киноиндустрии Германии, развитой и подготовленной к тому, чтобы заняться фашистской пропагандой. Ланг немедленно уедет в США, глее со временем его обвинят в пристрастии к коммунизму.
Ланг никаким коммунистом не был. Он просто хорошо знал природу Зла и понимал, что оно не обязательно сконцентрировано в каком – то одном персонаже- убийце. В «М» Ланг создал не инфернальную атмосферу, типичную для экспрессионизма, она конкретна. Даже инспектор Карл Ломанн списан с реального лица Эрнста Генната, человека поймавшего знаменитого дюссельдорфского убийцу.
Не случайно Ланг не показывал насилие в фильмах, а рассказывал о нем. Он прекрасно понимал эффект кино, формирующий не только сознание, но и подсознание зрителя. Итог фильма в его финале, в сцене суда.
Обвиняемый пытается объясниться перед огромной толпой преступников, во главе которой стоит главарь преступного мира, человек, убивший троих людей. Есть разница между убийцей, который у власти, и убийцей – одиночкой, больным, безумным человеком. Толпа готова растерзать Бекера не по законам государства, а во имя своих групповых интересов.
Но на этом странном суде Бекерта будет защищать адвокат и прозвучит его альтернативное мнение. Он призывает изолировать Бекерта, а не убивать его. И это не просто мнение. Здесь отличие тоталитарного государства от демократического. Оказывается, даже убийца детей должен быть осужден по закону, как человек.
Владимир Жерехов