Найти тему

Как сделать hr-видео эффективным и бюджетным?

https://ridero.ru/books/hr-brend_bez_byudzheta_1/
https://ridero.ru/books/hr-brend_bez_byudzheta_1/

В этой статье вы узнаете:

  • для каких hr целей можно использовать такой инструмент как видео
  • какие форматы и сценарии видео эффективны
  • как сделать видео более бюджетным и при этом решить свою задачу

Нельзя недооценивать всю силу и возможности, которые несут в себе видео-ролики.

Результат и эффективность видео зависят от того, какие цели были поставлены, какая изначально была заложена идея, как глубоко (детально) проработан сценарий, как впоследствии он реализован, как снято и произведено видео (операторская работа, игра актеров, режиссерская работа, постпродакшн (обработка видео) и т.д.) и на какую аудиторию оно нацелено.

Видео – уникальный инструмент HR-брендинга, поскольку:

  • Лаконичен, легок для восприятия (особенно для молодежной аудитории),
  • Через видео проще донести основную мысль, ценностное предложение компании,
  • Видео позволяет продемонстрировать, а не только рассказать (как в случае с текстами и графикой, презентациями),
  • Именно в видео можно создать нужную эмоцию у аудитории (через визуальный и аудио-ряд).
  • Удачно сделанное видео может само себя распространять (так называемый вирусный эффект).

Казалось, что создание HR-брендингового видео – это must-have для всех компаний, однако не все HR-менеджеры готовы на его создание.

Это происходит из-за ряда сложностей или рисков при создании видео:

  • Большие бюджеты (по сравнению с традиционными форматами),
  • Больше ресурсов на его создание (временных, нужно вовлекать сотрудников и т.д.),
  • Сложно замотивировать топ-менеджеров или сотрудников на съемки в ролике,
  • Отсутствие идеи, боязнь сделать стандартно и скучно, в таком случае, лучше воспользоваться другим инструментом

Большинство из аргументов «против» видео можно опровергнуть, начиная с бюджетов (т.к. эффективный и интересный ролик можно снять и за минимальный (небольшой) бюджет) и заканчивая ресурсами на создание - ведь привлечь всегда можно те ресурсы, которые у вас уже есть.

HR-брендинговое видео может быть направлено на:

  • сотрудников, если ваша задача - внедрение изменений внутри компании. Пример, видео сотрудникам на корпоративном мероприятии - https://vimeo.com/248434674
  • соискателей, если ваша задача - привлечение кандидатов и продвижение hr-бренда во вне. Пример - недавний брендинговый ролик от SodaStream - https://www.youtube.com/watch?v=b5FoXLxpFPk&feature=emb_title
  • а также быть одновременно направлено на тех и на других. Пример - поздравительный ролик от компании HeadHunter на 18-летие - https://www.youtube.com/watch?v=wDn2__B3QAw&feature=emb_title

Чтобы ваше видео было эффективным, нужно четко понимать его задачу. Основные задачи, которые может решать HR-брендинговое видео:

  • Непосредственно имиджевая задача продвижения HR-бренда. Пример - очень крутой ролик от аутсорсинговой компании Кнопка, в котором показан офис, ключевые сотрудники и передана атмосфера компании - https://www.youtube.com/watch?v=SQM_brZrjog&feature=emb_title
  • Вовлечение сотрудников, когда нам нужно активировать новую концепцию HR-бренда или донести сотрудникам об изменениях в компании.
  • Обучение. Через видео мы обучаем, рассказываем или демонстрируем новые знания.
  • Подбор на конкретную вакансию, программу стажировки или любой спецпроект. К примеру, недавний ролик от Сбербанка, посвященный набору на стажировку - https://www.youtube.com/watch?v=KxoYURwZcIA&feature=emb_title

Определились с задачей видео?

Следующий шаг - выбрать наиболее подходящий формат и разновидность видео.

Какие разновидности hr-брендингового видео могут быть? Перечислим основные из них:

  • Корпоративный фильм - длинная и полноценная история о компании. Чаще всего, создается к определенным датам жизни организации, в случае серьезных мероприятий, как возможность более глубоко изучить историю, деятельность компании, структуру, ценности и миссию. К примеру, такой корпоративный фильм у компании Роснефть - https://www.youtube.com/watch?v=_SpLSixUg10&feature=emb_title
  • Имиджевое корпоративное видео - короткая история о компании, это могут быть "говорящие" головы или образная история, продвигающая компанию. Это как рекламная визитка, чтобы познакомиться с компанией в общих чертах. К примеру, такое видео есть у компании Mail.ru Group - https://www.youtube.com/watch?v=3xL_X3Sc5-g&feature=emb_title

Причем возможностей для создания имиджевого видео - очень много. Это может быть реальное видео, как в примере Mail.ru Group, а может быть графическое, анимационное, инфографическое видео. На поколение Y, Z особенно хорошо воспринимаются анимационные и инфографические ролики, единственный момент, они дороже в производстве - https://www.youtube.com/watch?v=mrPvB-rhdk8&feature=emb_title

Есть более бюджетный вариант - doodle-видео - то есть автоматизированная отрисовка по готовым шаблонам. Как выглядит doodle-видео можно посмотреть в этом примере - https://www.youtube.com/watch?v=9ki-Fg1pEv8&feature=emb_title

  • Сериал - серия из нескольких видео, соединенных одной общей идеей, это могут быть как постановочные сюжетные видео, так и реалити-шоу. Такой сериал есть, например, у компании PWC - https://www.youtube.com/watch?v=IJ-xhILVDMk&feature=emb_title
  • Один день из жизни компании (влог). Любимый формат среди студентов, очень хорошо позволяет понять, что происходит у вас внутри, как выстроена работа. Если имиджевое видео не всегда доносит эти стороны жизни в компании, то один день из жизни позволяет заглянуть внутрь вашего офиса и посмотреть на работу сотрудников. К примеру, у компании Ostin такое видео - https://www.youtube.com/watch?v=cKDrGWNG1XY&feature=emb_title
  • Экскурсия по компании - полезна, чтобы устроить виртуальную прогулку по вашему офису. Если ваша локация, офис - это ваше серьезное преимущество, то экскурсия по компании - удачный формат, который я рекомендую сделать. Сюда же относится видео 360, когда съемка производится с помощью специальной камеры для съемки такого видео. Так, например, сделали в компании Exness, показав свой офис на Кипре https://www.youtube.com/watch?v=2-AnXX0xPYM&feature=emb_title

А вот это видео 360 от Medibank - https://www.youtube.com/watch?v=jPtCeIDHu-I&feature=emb_title

Time-lapse - еще один неплохой и бюджетный вариант, показывающий локацию, офис или производственные процессы, когда камера устанавливается и снимает фотографии в течение длительного времени, затем они объединяются в видео. К примеру как в этом ролике - https://www.youtube.com/watch?v=mtDNdpazlTM&feature=emb_title

  • Видео-вакансия. Заточенный ролик под подбор на конкретную вакансию или стажировку в компании, решает узкую задачу подбора и плюс одновременно в видео может продвигаться hr-бренд. Шуточный ролик видео-вакансии, к примеру, сделали в рекламном агентстве Affect - https://www.youtube.com/watch?v=rcg8VH6ERxM&feature=emb_title
  • Хайп-видео. Видео - флешмоб, ответ на какой-то тренд, возникший в Интернете. Вспомним тренды - Harlem Shake, Манекен Челендж и т.д. Многие работодатели подхватывают эти тренды и делают подобные ролики, зачастую снимая силами сотрудников, в итоге получается вирус. Конечно, заранее такой формат не запланируешь, но если в Интернете уже возник какой-то флешмоб или модный тренд, то можно быстро среагировать и получить максимальный вирусный эффект - https://www.youtube.com/watch?v=eHnrzX9xaEk&feature=emb_title
  • Интерактивное видео. Набирающий популярность формат видео, когда зритель не просто наблюдает картинку, а сам вовлекается и участвует в направлении сюжета, это могут быть встройки вопросов в видео и выбор дальнейшего пути. Интерактивное видео может быть как в целях продвижения бренда, так и обучения или вовлечения сотрудников. Рекомендую обратить внимание на него. Из примеров пока самый яркий пример - это интерактивное видео Heinekein, когда соискателю предлагается пройти участие в викторине и выбрать свой путь в компании - https://www.youtube.com/watch?v=UtoyMEFKb6o&feature=emb_title
    Но могут быть и недорогие варианты, когда просто делается несколько заранее составленных сюжетов и соискателя просят выбрать нужный через вопрос и ответ.

Как сделать видео бюджетным?

  • Одна из самых больших статей расходов - актеры. С одной стороны, актеры профессионально играют на камеру, но с другой стороны, в ролике важно показать ваших настоящих сотрудников. Поэтому, решение использовать собственных сотрудников вместо актеров - вариант экономии и хорошего продвижения компании. Рекомендации для сотрудников, если они снимаются в ролике - заранее составить сценарий каждого и выучить текст, а еще лучше заранее сделать репетицию на камеру.
  • Еще одна большая статья расходов - идея и сценарий. Многие креативные агентства борются за право создания идеи. При этом вы можете организовать конкурс идей среди своих же сотрудников либо соискателей. К примеру, Олег Тиньков любит устраивать конкурсы среди креативщиков, когда в Facebook делает объявление и собирает на конкурс различные идеи.
  • Также отличный вариант - снимать на мобильный вместо дорогой кинокамеры. Мобильное кино набирает обороты и ничем не уступает обычному. Причем для поколения Z кино, снятое на мобильный телефон - привычный формат и хорошо узнаваемый.
  • И еще один лайфхак. Пригласите тематического блогера (в вашем регионе) на экскурсию в ваш офис. Вы приглашаете его в офис, проводите экскурсию, а блогер сам снимает видео на мобильный телефон и потом сам же продвигает у себя на канале. Это может быть не обязательно тема, связанная с работой, но и с путешествиями и другие смежные тематики. Посмотрите пример такого видео с блогером Ильей Варламовым и Мариной Могилко в офисе Airbnb - https://www.youtube.com/watch?v=M0kxcdk8_pc&feature=emb_title

Как повысить эффективность вашего видео?

  • Четко знать свою целевую аудиторию и затачивать видео под нее. Использовать понятный язык, образы этой целевой аудитории. Ваша задача, сделать видео не просто максимального охвата, а чтобы оно решало задачу, привлечь именно вашу целевую аудиторию.
  • Сторителлинг. Истории продают лучше всего. Это относится и компаниям и к hr-бренду. Историю можно придумать про компанию, от лица генерального директора, сотрудника или hr-а. Могут быть и нестандартные ходы, например, история рассказывается от лица ребенка, который становится сотрудником. При этом важно, чтобы вовлечь зрителя в историю в первые 8 секунд, по статистике внимание концентрируется в течение первых 8 секунд, если не сделать интересный ход в течение этого времени, вероятность, что видео досмотрят до конца, уменьшается. Если историй несколько, то ролик получается динамичным, вот пример ролика Кубаньжелдормаш - https://www.youtube.com/watch?v=fUEeNDPZqts&feature=emb_title
  • Необычная подача. Подумайте, как отойти от привычных тем и форматов и сделать необычный взгляд на вещи, к примеру, как сделали в компании Санофи, рассказав через пластилин, рисунок, аппликацию и графику о том, как работать в компании - https://www.youtube.com/watch?v=XGNdDmTFkzI&feature=emb_title
  • Факты и цифры. Если в видео вы используете реальные факты и цифры о деятельности компании, это вызывает доверие к ролику, правда не всегда может подойти молодой аудитории - https://www.youtube.com/watch?v=0Ix55VHeOis&feature=emb_title

Если все таки вы решили снимать видео с помощью внешнего подрядчика, а не своими силами, рекомендуем единую форму сметы, которую вы можете высылать различным продакшн-компаниям и просить заполнить ее с учетом вашего запроса на ролик. Это полезно, т.к. тогда вы сможете сравнить сметы между собой и состав их наполнения.

Вам нужен первый лист, на котором будет зафиксирована итоговая цена проекта. Во внутренних вкладках вы можете смотреть состав, из чего складывается та или иная цена и сравнивать разных подрядчиков.

Шаблон сметы для разработки ролика

Шаблон брифа на изготовление видео

Памятка полезных бесплатных сервисов и ресурсов

  1. Hronomer - бесплатный сервис для определения хронометража закадрового голоса при начитывании текста. Вы вставляете в свободное поле текст, программа считает, сколько минут на его начитку. Удобен при создании сценариев и хронометража.
  2. Movie Video Editor MovieMator - бесплатная программа для монтажа видео на Mac.
  3. Windows Movie Maker - бесплатная программа для монтажа видео на PC (включается в состав клиентской версии Windows).
  4. Monosnap - бесплатная программа для записи с экрана компьютера. Удобная, если вы хотите создавать видео с демонстрацией рабочего экрана, презентаций, например, инструкции, учебные видео.
  5. Golosa24 - сервис по записи профессиональной дикторской озвучки, бюджетный вариант, но при этом высокое качество дикторов.
  6. Музыка для youtube - канал с бесплатной музыкой, которой можно пользоваться при создании вашего видео.

Елена Русанова, курс по hr-брендингу, книга "HR-бренд без бюджета".