Альфред Гриславски в свое время был летчиком-истребителем Люфтваффе. Он прошел всю войну, участвовал в воздушных боях на Восточном и Западном фронтах, а на его счете числится 133 воздушные победы. В 2003 году он дал интервью о войне.
Само интервью очень объемное, поэтому было решено разделить его на 2 части. В первой (ссылка) я выделил лишь вопросы, касавшиеся войны с СССР. А на вторую часть оставил интересные вопросы о войне в целом.
В: Как бы вы объяснили разницу в воздушных победах немецких летчиков воевавших на Восточном и Западном фронтах. Почему на Востоке одерживалось больше воздушных побед?
О: В России часто бывало, когда мы летели четверкой, а встречали 40-50 советских самолетов. В таких условиях легче найти цель, сбить ее и быстро уйти, чем когда с обеих сторон участвует равное количество самолетов.
В: Какую информацию доводило до вас командование? Знали ли вы, какие части вам противостоят, их численность?
О: Никакой. В России мы знали, что нам противостоят русские, на западе - Союзники. Больше ничего. Мы получали приказ лететь в указанный сектор и делать там свою работу.
В: Приходилось ли вам участвовать в атаках наземных целей?
О: Да. Хоть я и был истребителем, но в штурмовках участвовать приходилось. Самые неприятные и опасные вылеты: высота небольшая и, если подобьют, выпрыгнуть с парашютом уже не выйдет. А даже, если сумеешь посадить самолет, обычно штурмовки проходили над территорией противника, сразу попадешь в плен.
В: Я слышал, что немецкие летчики не любили штурмовые операции и даже отказывались в них участвовать. Правда ли это?
О: Нет. Отказаться от выполнения приказа - это невозможно. Кроме того, у нас на 3 машины было, в среднем, 10 летчиков. Если вылет не срочный, то почти всегда в нем участвовали только добровольцы - их всегда хватало.
В: Почему была такая большая разница в самолетах и летчиках?
О: Самолетов вечно не хватало - говорили, что промышленность не справляется. Под конец войны у нас в эскадре вообще было только 40% от штатного авиапарка. Да и, честно говоря, летчиков мы теряли реже, чем самолеты: кто-то успеет дотянуть до аэродрома на почти уничтоженном самолете, кто-то выпрыгнет с парашютом.
В: Я слышал, что летчики в Люфтваффе считались не дисциплинированными, по сравнению с другими родами войск Германии. Так ли это?
О: Отчасти. Если не говорить о высшем командовании, то на местах звания не играли роли. У кого было больше опыта - тот и главнее. Молодых офицеров, приезжавших из Берлина и не имевших боевого опыта, это всегда сильно раздражало, но после нескольких боев они понимали, что звание не имеет значения в воздухе.
В: доводилось ли уже после войны общаться с летчиками-ветеранами из стран-противников Германии?
О: Да. Даже сейчас я поддерживаю контакт с американцами, британцами и одним русским из Сибири. Мы шлем друг другу письма. Когда-то мы были по разные стороны баррикад, но сейчас даже намека на вражду не осталось.
Поставьте, пожалуйста, ваш лайк и подпишитесь на канал, чтобы не пропустить еще больше интересного в будущем. Спасибо!