Найти тему
Комиксы для бумеров

Обретённая история: "Русский комикс"

Комикс-индустрия в СССР не зародилась из-за революции, этот вид искусства считался тлетворным влиянием капиталистического запада и прижился в стране лишь в виде газетных карикатур и журнала "Крокодил".

Однако, сложись история иначе, у нас сейчас могла бы быть совсем другая ситуация, со своими, знакомыми каждому ребёнку звёздами и супергероями, и целым сонмом талантливых сценаристов и художников. Это доказывает история "Русского комикса", о котором мы сегодня поговорим.

-2

После революции 1917 г. из страны уехало несколько миллионов человек - как белоэмигрантов, так и простых людей, лишившихся всего из-за экспроприаций или опасавшихся преследований по политическим мотивам. В мире образовалось несколько крупных центров русской жизни за пределами СССР - среди них Париж, Харбин в Китае и Белград в тогдашнем Королевстве Югославия (современная Сербия). И именно белградская община породила долго сокрытые от нас шедевры русской комикс-индустрии, и показала, какой она могла бы быть.

В 1935-1945 гг. осевшие в Белграде выходцы из Российской Империи, многие из них - белоэмигранты, рисовали комиксы - как с современными сюжетами, так и по мотивам русской классики, и издавали их на сербском. Ими зачитывались в Европе. Но с окончанием Второй мировой войны и утратой Белградом статуса центра русской эмиграции, всё это затерялось в архивах на долгие 80 лет.

Современная история "Русского комикса" началась в конце прошлого десятилетия, когда молодые хулиганы из издательства с нарочно провокационным названием "Чёрная сотня", услышали о существовании сербских архивов и захотели их издать. До этого о них знали лишь несколько малоизвестных исследователей, которые и сами были эмигрантами. Некоторых из них литературные панки попытались привлечь к проекту, но что-то не срослось, случился конфликт. В результате, главред издательства Дмитрий Бастраков сам отправился в Белград, нанял местных студенток для перевода и засел в архивы снимать и сканировать документы. Что-то собиралось на территории бывшей Югославии по библиотекам и частным архивам, что-то находили на забытых богом файлообменниках в интернете, в результате, была собрана "янтарная комната" русской комикс-индустрии, более 2000 страниц комиксов от русских авторов.

Как и работы Столенхага из моего прошлого поста, издание "Русского комикса" случилось благодаря краудфандингу, профинансировано было всё - от поездки в Сербию до самого тиража, вот тут ребята рассказывают о процессе:

Вся эта красота, 80 лет пылившаяся в архивах, была тщательно отреставрирована, переведена на русский и возвращена домой. Издание первого тома получилось шикарным - 430 страниц формата А4, твёрдый переплёт с ляссе и супер-обложка, превращающаяся в огромный красочный постер. Это недешёвый (3200 руб.) и прекрасный подарок себе, а также любому любителю истории, комиксов или литературы.

В первый том вошли 17 оригинальных комиксов, в основном, графических адаптаций русской классики, хронологически расположенных от Пушкина до Второй мировой. Ещё один комикс, рассказывающий об одном из главных художников, представленных в книге, и логически связывающий повествование, ребята из издательства нарисовали сами.

"Русский комикс" шикарен. Тут и "Сказка о царе Салтане", и "Тарас Бульба", и "Ревизор", и менее предсказуемые сюжеты более позднего периода, когда художники стали пытаться изобрести русских супер-героев, вроде детектива "Охота за атомной тайной".

-3
-4
-5

По современным меркам "Русский комикс" простоват в плане рисунка, сложноват с точки зрения восприятия и морально устарел с точки зрения подачи информации. Не хватает динамики, нет почти никаких экспериментов с форматами рисунков и реплик, иногда текст просто взят из литературных произведений без адаптации под графический формат, все произведения, за исключением нескольких цветных обложек - чёрно-белые . Однако, это бесценное сокровище и единственное свидетельство того, что у нас, ещё в начале-середине прошлого века, могла бы зародиться своя мощная комикс-индустрия. А ещё, большинство произведений здесь - самый сок русской классической литературы, так что морально устаревшим форматом их никак не испортишь. Это всё тот же "Ревизор" или "Тарас Бульба", только ещё и из-под пера белоэмигранта в Белграде в разгар Второй мировой войны, одним словом, мы получаем удивительный дополнительный исторический, смысловой и культурный пласт в хорошо знакомых произведениях.

Что приятно, первый том отлично продался, приходилось печатать дополнительные тиражи. Поэтому недавно вышло продолжение, вторая часть "Русского комикса". Издание получилось потоньше и поскромнее, всего 130 страниц, что понятно, учитывая экономическую ситуацию. Тем не менее, и оно весьма интересно и содержит 5 произведений, 4 из которых все хорошо знают по школьному курсу литературы: «Ночь перед Рождеством», «Станционный смотритель» , «Хаджи-Мурат» , «Воскресение».

-6
-7

В конце концов, комикс-индустрия в России зародилась, но уже на рубеже 20 и 21 столетий, теперь, как и по многим другим вопросам, нам приходится семимильными прыжками догонять страны, где развитие было более плавным и стабильным. Однако, уверен, рано или поздно, и эта сфера искусства у нас выстрелит, приятные звоночки, вроде "Жёлтого ангела" уже пошли. А пока давайте не забывать авторов "Русского комикса", Кузнецова и Соловьёва, Навоева и Жедринского, Шеншина и Ранхнера. Они творили на чужбине и не получали признания на родине почти столетие, но подали нам удивительный пример.

Понравился пост? Лайкните, прокомментируйте и подпишитесь, чтобы новые выходили чаще!