На примере развития наук о человеческом капитале, труде, социально-экономическом развитии государства и общества необходимо показать путь развития экономических дисциплин.
Человек – главный ресурс развития экономики. Деньги сами себя не воспроизводят. Люди «делают» деньги. В середине прошлого века в экономической науке после выхода в свет книги академика Струмилина С.Г. «Проблемы экономики труда» в экономике сформировалось новое направление экономики «экономика труда». Свойством трудиться обладает только человек. Человек – особенный ресурс, у него есть права, эмоции, для его функционирования требуются условия труда, охрана труда и техника безопасности, социально-экономические отношения, нормирование и организация труда.
Способность к труду появляется у человека с момента его рождения, а трудовые навыки, квалификация, профессионализм развиваются в течение всей жизни с учетом сложившихся условий, состояния окружающей среды.
Ресурс всегда должен эффективно использоваться. Технологию расчета эффективности использования человеческих ресурсов/потенциала можно представить в виде схемы:
Экономика труда --"Что сделать?"- 1960-1966 гг.
Управление персоналом ---- "Как делать?" 1991-1999 гг.
Аудит и контроллинг персонала ------Оценка эффективности управления 1995-2000 н/вр.
В настоящее время только ленивый не проводит бизнес – тренинги, не открывает обучающие семинары, лекции и практики, чтобы рассказать «Как надо сделать», но ни один из них не говорит «каков будет результат после реализации рекомендаций (прибыль/доход, заработная плата), какова будет эффективность».
Эти бизнес - семинары преследуют целью получить доход, финансовый результат, бизнес-результат – создать психологический имидж тренеров, лекторов. А конечный результат мероприятий – уйти от ответственности. Консультант не аудитор, никакой ответственности не несет.
Всем нравится, когда хвалят, гладят по головке как в детском саду, и не нравится, когда не понимают опоздания на работу, нарушения сроков выполнения работы, создания брака.
Здесь уместно вспомнить труд «12 уроков» Ф. Тейлора: «что нужно сделать, сколько, в какой срок, по каким технологиям, в каких условиях… и что потеряют при невыполнении задания». Это первый элемент нашей схемы.
Этим и объясняется нынешнее состояние экономики.