Мысль о создании библиотеки, удовлетворяющей научным потребностям и открытой для всех возникла еще в начале 18 в.
Но ситуация с читателями была не радужной — к концу 18 в. численность населения города составляла всего 200 000 человек. При этом богатые дворяне владели собственными библиотеками и в общественную бы не пошли, служащих правительственных учреждений было мало, а студентов и учащихся еще меньше.
В книгах нуждались едва ли не одни члены Академии Наук, да и они могли пользоваться своей академической библиотекой.
В 1766 г. граф А. Строганов, Н. Головин, князья П. Голицын, С. Лопухин, Г. Теплов, Б. Салтыков "побуждаемые любовью к просвещению" разработали план устройства публичной библиотеки на средства членских (5 рублей в год) и добровольных взносов. Было составлено прошение на имя Екатерины II, но оно не получило одобрения.
Однако, книжная коллекция новой столицы России росла, в 1764 г. были приобретены 30 000 томов библиотеки барона Корфа, бывшего главы Академии Наук при Анне Иоанновне. В эрмитажную библиотеку тем временем вошли коллекция книг князя М. Щербатова, библиотеки Вольтера, Дидро. После взятия Варшавы Суворовым в 1794 г. в столицу привезли трофейную коллекцию книг польского правительства (250 000 томов).
В марте 1795 г. началось строительство нового здания для библиотеки на углу Невского пр. и Садовой ул. по проекту архитектора Е. Соколова. На том же месте, где она располагается и сегодня.
Императорская Публичная Библиотека должна стать хранилищем всего, что дали русские люди в общечеловеческую сокровищницу мысли, науки и литературы. Екатерина II.
В 1796 г., год смерти Екатерины II, было разобрано 80 000 томов, а строительство, по свидетельству М. Антоновского, было сокращено, проект лишился сада с фонтанами, обсерватории, кабинетов для астрономических и механических инструментов.
Само существование библиотеки оказалось под угрозой, у нового директора Огюста де Шуазёль-Гуфье с проектом не заладилось, не хватало финансирования, и коллекцию чуть не передали частично в Академию Наук, частично в медицинскую академию и университет.
Библиотеку отстоял перед императором Павлом I А.С. Строганов. Благодаря ему, 10 сентября 1801 г., уже при Александре I, состоялась передача вновь построенного здания.
В 1805 году собрание пополнилось 400 ценными рукописями и 8 000 автографов знаменитых людей Франции благодаря служащему парижского посольства Петру Дубровскому, которые он разными способами получил при разграблении аббатств Корбийского и Сен-Жермен.
Так было создано первое в России государственное хранилище рукописей. «Депо манускриптов» стало первым структурно оформленным отделом библиотеки.
Сегодня в Отделе рукописей собраны более 430 000 рукописных памятников разных народов, от древних до современных.
29 апреля 1808 года в новой должности, специально для него утвержденной — товарища главного директора (фактически, распорядителя), работу начал А.Н. Оленин. Д’Агар занимал в то время должность старшего чиновника библиотеки, а граф Строганов — директора.
Содержание библиотеки в те годы обходилось в 27 000 рублей (+18 000 рублей уходило на плату работникам), к 1812 г оно увеличилось до 48 000 рублей.
Положение 1810 г. закрепляло право библиотеки "получать безвозмездно по два экземпляра каждой вновь издаваемой книги из всех типографий, в Империи состоящих".
Открытие планировалось на 1812 год, но помешала война с Наполеоном и вынужденная эвакуация части книг. Торжественное открытие наконец состоялось 2 (14 января) 1814года.
Среди гостей нового здания на Невском можно было увидеть Г. Державина, К. Кипренского, В. Обухова, Н. Гнедича, И. Крылова. Звучали восторженные речи, стихи, и все отмечали, что это чрезвычайно важное для истории России событие .
В 1817 посещение залов было открыто и для женщин.
Среди первых посетителей были ученые, чиновники, военные, студенты.
В первый год было записано 329 читателей, и выдана 1341 книга.
К концу 19 века число выданных читательских билетов составляло уже 16 500, в 1913-м — 27 500.
К 1910 году уже 75% учащихся петербургских средних и высших учебных заведений посещали библиотеку.
Позже со стороны площади Островского был построен корпус по проекту архитектора Росси, к которому затем пристроили корпуса по проектам Собольщикова и Воротилова.
Все, что происходило в общественной жизни страны, находило отражение и в истории этого удивительного места, в 1917 году Императорская Публичная библиотека была переименована в Российскую Публичную библиотеку.
Но это уже следующая страница Дневников истории, подписывайтесь на канал и до новой встречи!