Две двухосные цистерны входят в экспозицию железнодорожной техники на станции Щёкино.
Они прицеплены к тепловозу ТГМ23В48-2097 о котором я рассказывал ранее.
На табличке эти цистерны обозначены как Вагон-цистерна (постройки 1945-1948 годов).
Так же, отмечено, что эти вагоны использовались в производственном цикле химического предприятия Щёкиноазот.
Я не очень хорошо разбираюсь в вагонах-цистернах (никак), поэтому попробовал загуглить ключевые слова и пробежался по найденным статьям и картинкам.
На нескольких форумах обнаружилась одна и та же история десятилетней давности с созданием масштабной модели такой цистерны.
Для меня самым полезным в этой истории оказался чертёж с деталями и названиями.
Внешне очень похоже.
Заодно приведены и все основные размеры и характеристики
Пара слов о конструкции этих цистерн.
Из теории мы знаем, что цистерна состоит из котла (сама ёмкость), рамы (платформы) со автосцепным и тормозным оборудованием, хомутов, соединяющих котёл и раму, а так же тележек с осями.
Хорошо видно, что полностью сварной котёл уложен на частично сварной, частично клёпанной раме с использованием деревянных проставок и притянут хомутами.
Хомуты нужны, чтобы исключить жёсткую связь между котлом и рамой, поскольку котёл может изменять свой размер из-за теплового расширения или при изменении внутреннего давления.
Поэтому, для снижения разрушающих напряжений в местах соединений элементов вагона-цистерны применяется схема с подвижным котлом и хомутами.
Ещё один элемент конструкции - лестница к верхнему люку.
Через верхний люк происходит заполнение цистерны, а так же её очистка и обслуживание.
Из нескольких точек котла выходят трубы с вентилями.
Через них происходит забор содержимого цистерны или её заполнение .
Часть труб расположены вдоль вагона.
А часть - поперёк.
Через продольные трубы можно соединять вагоны, чтобы выкачивать содержимое нескольких цистерн с использованием закона сообщающихся сосудов без необходимости перемещения каждой цистерны к потребителю, складывая таким образом общую ёмкость.
К поперечным патрубкам подсоединяют самого потребителя, либо сливают остатки содержимого котла.
Нижняя часть цистерн совершенно обычная для двухосных вагонов.
Два блока подвески осей, тормозное оборудование и автосцепки СА-3 на торцах вагона.
Если вдруг кто знает толковый справочник подвижного состава СССР, то не сочтите за труд и подскажите название.
У меня ещё много интересных и необычных вагонов в неопубликованном фотоархиве, поэтому хочу получше подковаться перед рассказами о них :)