Вторая глава произведения начинается, как и предыдущая (глава "Поп") реалистическим пейзажем.
Реалистический пейзаж отличается тем, что отображает определенные насущные проблемы действительности. Весна связывается не с традиционным романтическим чувством возрождения, а с думами об урожае и с необходимостью чем-то кормить изголодавшийся за зиму скот - то есть с главными заботами крестьянина:
Весна нужна крестьянину
И ранняя и дружная,
А тут — хоть волком вой!
Не греет землю солнышко,
И облака дождливые,
Как дойные коровушки,
Идут по небесам.
Проходя одним селом, наши герои удивляются, почему в нем почти ни души. Оказывается, все уехали на ярмарку, устроенную в селе Кузьминском по случаю церковного праздника. Некрасов использует слово "ярмонка", чтобы сохранить народное словоупотребление того времени.
В надежде найти в столь благостный день счастливых соотечественников, отправляются туда и мужики.
Тема пьянства
И что же видят там они? Прежде всего - обилие торговли спиртным. Все мужики стоят без шапок, хотя крестного хода вроде бы нет. Оказывается, за нехваткой стаканов, они протягивают шапки, платки и даже рукавицы разносящим спиртное, чтобы им туда налили горькой. Поэт применяет иронию:
Ой жажда православная,
Куда ты велика!
Лишь окатить бы душеньку,
А там добудут шапочки,
Как отойдет базар.
Некоторые приехавшие торговать уже не могут начать свою торговлю, так как опьянели.
Дед Вавилушка пропил последние гроши и потому плачет, что не только все домашние не получат теперь гостинцев, но и самая любимая внучка останется без обещанных башмачков. Вавилушка, убивающийся о собственном болезненном малодушии, напоминает нам безвольного пьяницу Мармеладова из "Преступления и наказания", написанного годом позже (в 1866) Достоевским.
Тема любви к народу
Собиратель фольклора Павлуша Веретенников - первый образ в поэме, который воплощает тему любви к мужику. Он спасает горького пьяницу Вавилушку, дав ему деньги на башмачки для внучки.
И вот здесь мы прикасаемся к ответу на вопрос - кто счастлив на Руси?
И получаем первый ответ: счастье - в неравнодушии человеческом, во взаимопомощи, в сострадании. Оно не у какого-то определенного сословия, а в данном случае там, где душевно соприкасаются два разных слоя общества - грамотный "барин" Павлуша и несчастный крестьянин.
Вавило схватил ботиночки, которые купил ему Павлуша, и даже спасибо "забыл сказать" на радости. Побежал к своей дорогой внучке.
Зато крестьяне прочие
Так были разутешены,
Так рады, словно каждого
Он подарил рублем!
Тема крестьянского невежества
Торговцы мелочами (так называемые офени) берут у купца портреты толстых генералов, попов, разбойников. Они объясняют, что крестьяне покупают у них только такие картинки, где господа толстые и грозные. А своих истинных героев и заступников народ и не знает.
Эх! эх! Придет ли времечко,
Когда (приди, желанное!..)
Дадут понять крестьянину,
Что розь портрет портретику,
Что книга книге розь?
Но тут же, методом контраста, автор показывает нам и искру таланта в русском народе. Это фрагмент о балаганном театре.
Тема народного таланта и искусства
В балагане спектакль совсем не глупый. Петрушка и коза-барабанщица метко показывают жизнь - "Хожалому, квартальному Не в бровь, а прямо в глаз!" А зрители, простые мужики, не отстают от актеров в даре остроумия:
Хохочут, утешаются
И часто в речь Петрушкину
Вставляют слово меткое,
Какого не придумаешь,
Хоть проглоти перо!
Однако заканчивается все такой поголовной попойкой, что не осталось во всем селе никого трезвого, кроме наших героев-исследователей. И они покидают село к вечеру.
Анализ 3 главы "Пьяная ночь"
Анализ 1 главы "Поп"
Не забывайте ставить лайки, если понравилась статья.
Подписывайтесь на канал, и пишите свое мнение в комментариях!