Так случилось, что ещё 30 декабря 2019 я не знала, что 2 января нового года полечу в Санкт-Петербург.
Каким он был до того, как «сломался» мир? Давайте вспомним вместе.
Совершенство панорамы и безупречность перспективы
Есть города, очарование которых составляет хитросплетение узеньких улиц, нагромождение домов, загадочный сумрак крохотных площадей, окружённых историческими зданиями и церквями.
Санкт-Петербург – это город-пространство, город-Вселенная, город-воздух.
Нескончаемые панорамы, разворачивающиеся на обеих берегах Невы, перспективы, уходящие в бесконечность, составляют одну из его главных красот.
Когда-то давно, так давно, что кажется, будто это было в другой жизни, я, будучи студенткой первого курса технического вуза, «грызла гранит» начертательной геометрии. Ох, и тяжело давалась мне эта премудрость!
Переложение ортогональных проекций фигур трёхмерного евклидова пространства на взаимно перпендикулярные плоскости часто становилось для меня почти непосильной задачей. Как они, черти, только не пересекались! Ещё и тени отбрасывали – да полбеды, пусть бы отбрасывали на здоровье – так нет, отбрасывать они тоже должны были согласно строго установленным правилам.
Панорамы Питера – это словно и есть те самые абстрактные геометрические модели реального пространства, разработанные Гаспаром Монжем, по которым можно было бы успешно изучать ортогональные проекции трёхмерных тел.
Пересечения фронтальных, горизонтальных и профильных прямых рисуют безупречные городские пейзажи, отражающиеся в водах Невы.
Все главные герои встроены в строгие, безукоризненно вычерченные панорамы: мягко мерцающий купол Исаакиевского собора, «укутанный» в леса шпиль Спаса-на-Крови, тонкая игла Адмиралтейства, ростральные колонны перед зданием Новой биржи, трубы революционного крейсера «Аврора».
Любуясь совершенными линиями исторических строений, пытаясь заглянуть за горизонт, где, несомненно, пересекаются две параллельные прямые правой и левой набережных Невы, я вспоминаю Пастернака:
Мне хочется домой, в огромность
Квартиры, наводящей грусть.
Войду, сниму пальто, опомнюсь,
Огнями улиц озарюсь.
Перегородок тонкоребрость
Пройду насквозь, пройду, как свет,
Пройду, как образ входит в образ
И как предмет сечёт предмет.
Гастрономические радости
На этот раз, благодаря осведомлённости друзей, живущих в Питере, я смогла совершить небольшой гастрономический марш-бросок по барам и заведениям.
С удовольствием угостилась ароматными колбасками и разнообразным вкуснейшим пивом в немецком ресторанчике «Bretzel», посетила камерное заведение «для своих» – паб «Святой Патрик» (ныне, увы, закрывшийся к большому огорчению почитателей, поскольку не пережил пандемийный кризис).
Но фаворитом стал «БутерBrodsky бар» на набережной Макарова Васильевского острова.
Меня покорили и интерьеры, и атмосфера, и ощущение уюта, но наслаждение крохотными смуши – симбиозом датского смореброда и японских суши – стало вишенкой на торте.
Смуши – это маленькие бутербродики с разнообразными начинками: нежными паштетами, форшмаком, молодой сельдью, сыром и базиликом…
Они буквально тают во рту, и размеры – их несомненное достоинство: смуши надлежит смаковать, как деликатес.
Для любителей сытно поесть уточняю: большие бутерброды в меню также имеются. К закускам подаются фирменные настойки, а кроме того, можно выбрать хорошее вино.
В рождественский вечерок, прогуливаясь там же, по Васильевскому острову, мы зашли в заведение под названием «Сладости и пряности». Светлый просторный зал с гирляндами, сверкающей ёлкой, уютные диваны с сиденьями и подушками в льняных чехлах создали «правильное» настроение – романтическое и праздничное.
Я с большим удовольствием съела любимый горячий шоколадный маффин с шариком мороженого и попробовала сидр – напиток, активно предлагаемый в Питере, а в Новосибирске, например, совсем не распространённый.
Сидровые пузырьки создали приятные шурум-бурумчики в голове, маффин согрел душу, и мы потом ещё долго бродили по улицам, ловили мягкие тени, свет церковных колоколен и звуки шагов прохожих…
Читайте также:✨
Магия серого
В последнее время я стала любить солнце, хотя всегда была меланхоликом, упивалась звуками дождя, барабанящего по крышам, ароматами мокрой осенней листвы или цветущей сирени.
В северной столице солнце – редкий гость, особенно зимой. Но небо Питера окрашено в особенный серый.
Это тот оттенок серого, который как нельзя более удачно оттеняет золотые главы храмов, шпили Адмиралтейства и Петропавловской крепости, нежные акварельные оттенки стен старинных домов, особняков и дворцов.
Я бы дала ему своё название: «питерский серый». Посмотрите, как пасмурное небо, напитанное непролившимся дождём, служит словно шелковистым фоном для горделивой острой иглы Петропавловской крепости.
Крепость, которую называют «историческим ядром» города, расположена на Заячьем острове. Дата её закладки – 6 мая 1703 года – считается датой основания Санкт-Петербурга.
Петропавловская крепость – такая же ключевая точка, главный акцент, как красный купол Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции: купола её строений и шпиль видны отовсюду.
Гуляя, я снимала крепость с разных ракурсов, а вот от посещения Петропавловского собора, усыпальницы, Монетного двора, Музея истории воздержались: в ворота лился нескончаемый поток людей, поэтому мы, известные социофобы, решили, что нам там не климат.
Петербургское небо стало главным героем и действующим лицом накануне моего отъезда: мы отправились в ресторан «Паруса» – один из многих с панорамными видами на город, располагавшийся не то на седьмом, не то на восьмом этаже.
Но день выдался дождливым, причём это был не моросящий мелкий дождичек: поливало от души, как будто на дворе стоял сентябрь. Так, вместо ясных и чётких видов на Санкт-Петербург я получила в окне размытые, словно написанные акварелью на мокром ватмане нежные городские пейзажи, едва видневшиеся за каплями дождя.
Это было необычно, неожиданно и… красиво.
Впрочем, судите сами.
Я верю, что скоро мир починят и мы сможем перемещаться свободно, как воздух, летать всюду, как птицы, видеть красоту, впитывать радость – ценя всё это тем больше, чем дольше были лишены...
Вас может заинтересовать:
Ранее:
Далее:
✅©ГалопомПоЕвропам
До встречи!